Выставка «ВОЕНКОРЫ»
8 мая в преддверии Дня Победы в Белокаменном подклете музея «Старый Английский двор» парка «Зарядье» открылась выставка «ВОЕНКОРЫ». Выставка-разговор о людях, глазами которых мы видим войну.
Парк «Зарядье» совместно с телеканалом RT, ИД «Комсомольская правда», МИА «Россия сегодня», проектами WarGonzo и ТЫЛ-22.ru, при участии Музея Москвы, Музея обороны Москвы, Музея современной истории России и Российского государственного архива кинофотодокументов открывает 20-ю юбилейную главу проекта #ПОДКЛЕТ.
Зрителей ждут истории о работе журналистов во время вооруженных конфликтов: от Великой Отечественной войны, через военный конфликт на территории Демократической Республики Афганистан, чеченские войны 1990-2000-х годов, Гражданскую войну в Сирии до специальной военной операции.
Выставка «ВОЕНКОРЫ» не о войнах и военных конфликтах, не о боевых операциях и работе на линии боевого соприкосновения, она, прежде всего, о людях уникальной профессии, людях, которые обладают почти безупречным оружием – словом.
Кураторы выставки собрали портретную галерею журналистов, которые фиксировали события Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, чеченских войн, сирийского конфликта и специальной военной операции. История профессии предстанет на больших экранах в виде кинохроники, живых фотоколлажей, интервью и видеосюжетов из мест боевых действий. Зрители увидят разные грани такой обширной деятельности по освещению военных конфликтов, которую поместили в емкое название экспозиции «ВОЕНКОРЫ».
Екатерина Аркалова: журналист, режиссер-документалист, автор фильмов и репортажей из зоны специальной военной опреации: «Летописцы войны, художники и поэты войны. Военкоры называют себя по-разному. Каждый в гранях своего таланта свидетельствует о войне и человеке, героизме и трагедии, стоит за правду без оружия в руках, фиксирует историю.
Сегодня, когда помимо вооруженного конфликта в нашей стране разворачиваются «войны памяти», слово свидетелей истории должно быть услышано. Опыт настоящих военных журналистов необходимо сохранить, чтобы история не была переписана. Никто не скажет о военкорах лучше их самих. Здесь, в камерном пространстве выставки, звучит их прямая речь».
На мультимедийных экранах: мгновения Великой Отечественной войны, запечатленные в работах А.Гаранина, Е.Халдея, М.Альперта, Д.Бальтерманца, О.Игнатовича, Я.Халипа и других фотокоров; кинохроника разгрома немецких войск под Москвой в 1941 году Леонида Варламова и Ильи Копалина; интервью с летописцами афганской войны Александром Прохановым и Николаем Ивановым; рассказ военного историка, журналиста и писателя Евгения Норина и фоторепортера Александра Неменова о чеченской войне; и, конечно, откровенный разговор с корреспондентами, которые работали и продолжают работать в Сирии и в зоне проведения специальной военной операции: Валентином Горшениным, Дмитрием Селезневым, Александром Коцем, Семеном Пеговым, Саргоном Хадая, Мурадом Газдиевым, Владом Андрицей, Михаилом Алаеддином и Дмитрием Стешиным. Каждый из них поделился с куратором выставки Екатериной Аркаловой своим личным: о том, как и когда пришел в профессию, об ожиданиях и восприятии реальности, о том, что больше всего отзывается при создании сюжетов, о том, что никогда не будет снято на камеру, о журналистском кредо и журналистском братстве, об ошибках и их цене, об эмоциях и миссии военкора, а главное о том, почему они возвращаются на передовую.
«Запоминается всегда, когда ты первый раз почти не умер. Готов ли я к этому? Готов.» – говорит в интервью Мурад Газдиев, военный корреспондент RT International.
«В эту профессию надо приходить осознанно… Здесь и труд своеобразный… мы рассказываем про судьбы людей, судьбы солдат, фронт… убитые люди, убитые дети, разрушенные города, страны…» – рассказал Саргон Хадая, старший военный корреспондент RT Arabic.
«СВО дала всплеск огромного количества талантов, людей, готовых рассказывать истории, которые случаются на войне, готовых рисковать жизнью, чтобы эти истории зафиксировать.» – говорит Семен Пегов – журналист, автор проекта WarGonzo.
«Отмечаешь много деталей, по-журналистски. Я для себя в Афганистане выявил, что самый надежный солдат тот, кому командир доверяет нести последний глоток воды,» – говорит публицист, писатель, председатель правления Союза писателей России Николай Федорович Иванов.
«Снимать армию – это снимать работу, а снимать гражданских – это снимать гуманитарную трагедию. Профессионализм позволяет мне подняв камеру – защитить себя от проникновения эмоций. Я думаю о картинке, о цвете, о свете, об экспозиции… Эмоции должны быть потом, у моего зрителя…» – рассказал Александр Неменов – фоторепортер.
«Художники всех времен писали войну, Веласкес, «Сдача Бреды», «Герника» Пикассо, отступление Наполеона или наши советские баталисты, я уже не говорю о «Войне и мире», о Лермонтове, Гумилеве… Я на войну ездил как художник, лишь отчасти как репортер… Каждый раз из поездки, помимо репортажей, я привозил очередной роман» – сказал в интервью писатель, публицист, главный редактор газеты «Завтра.ru» Александр Андреевич Проханов.
«События на Донбассе, на СВО, стали лично для меня, для всех нас новым этапом. События, которые сейчас происходят, впитали весь опыт уничтожать людей, унижать людей, стирать историю. В это вложены огромные силы и средства, от этого нам гораздо тяжелее работать,» – рассказал военный корреспондент РИА «Новости», руководитель редакции Ближнего Востока и Африки МИА «Россия сегодня» Михаил Алаеддин.
«С 2014 года мы подняли планку престижа военной журналистики и многим молодым захотелось опробовать себя в этой сфере. Потому что, может быть на тот момент всем казалось, что ничего более честного в журналистике не осталось,» – сказал спецкор отдела политики ИД «Комсомольская правда» Александр Коц.
«Журналисты в Чечне выполнили колоссальную работу. Благодаря им мы сегодня можем писать историю той войны… Но апофеоз отечественной журналистики относится даже не к профессиональной сфере – в 2004 году в Беслане, когда террористы захватили школу… корреспонденты побросали камеры и пошли выносить детей из горящего спортзала из разрушающегося здания… Можно сказать, что это гражданский подвиг.» – сказал в интервью писатель, автор двухтомника «Чеченская война» Евгений Норин.
Еще больше можно узнать из интервью участников проекта на мультимедийных экранах в Белокаменном подклете. Кроме того, на выставке вспоминаем о первом Оскаре, полученном СССР в 1943 году и о том, какие фотокадры стали символами Великой Отечественной войны.
Помимо мультимедийной составляющей выставка наполнена культовыми артефактами, которые сопровождали военных корреспондентов на протяжении 80 лет. Центральным предметом экспозиции стала реконструкция передвижной войсковой (или партизанской) типографии. Во время Великой Отечественной войны на мобильных печатных станках выпускались сводки, газеты, инструкции для бойцов, агитационные листовки и брошюры. Кроме того, в предметной части выставки представлены одежда кинооператоров, снимавших кадры разгрома немецких войск под Москвой в 1941 году, советская кинокамера КС и знаменитый фотоаппарат ФЭД, афганка и фляга – наследие 1980-х, каска, бронежилет, телефон и GoPro, которые используются военкорами прямо сейчас.
Визуальное оформление Белокаменного подклета создано сценографом Дамирой Янушкевич, художником Александром Цыпковым и дизайнером Никитой Лукинским. Зритель попадает в пространство с обугленными колоннами, летящими листовками и агитками, подиумами-руинами, на которых размещены предметы, принадлежащие военкорам. Полное погружение в тему выставки создает звуковая инсталляция из фрагментов военных песен, звенящей тишины прифронтовой полосы, ветра, колышущего колосья, коротких военкоровских сводок
8 мая – 30 июня 2024 г.
Фото Елена Мельникова https://melmosphoto.ru/