В Белокаменном подклете Старого Английского двора парка открылась выставка «Зарядье. Архивы возможного»

9 сентября ко Дню города и по случаю 6-летия парка «Зарядье» в Белокаменном подклете Старого Английского двора парка открылась выставка «Зарядье. Архивы возможного», посвященная нереализованным архитектурным проектам ХХ и ХХI веков – альтернативным сценариям прошлого, настоящего и будущего Зарядья 

Парк «Зарядье» совместно с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектурой), Российской государственной библиотекой, Музеем архитектуры имени Щусева, Музеем Москвы и Citymakers – участником концерна-победителя Международного конкурса на ландшафтно-архитектурную концепцию парка «Зарядье» открывает 15-ю, юбилейную главу проекта #ПОДКЛЕТ. 

В новом исследовании кураторская группа создает архитектурную матрицу Зарядья: в единую систему сведены масштабные замыслы начала ХХ в. в стиле конструктивизма и сталинского ампира, рендеры и визуализации многофункциональных комплексов начала 2000-х, конкурсные проекты на разработку ландшафтно-архитектурной концепции парка «Зарядье», нейросетевые эксперименты на тему будущего. 

Организаторы: парк «Зарядье», Москомархитектура, Российская государственная библиотека, Музей архитектуры имени Щусева, Музей Москвы, Citymakers

В 2023 году парку «Зарядье» исполняется 6 лет. Первый за многие десятилетия новый парк в Москве, один из наиболее масштабных комплексных проектов, воплощенных в столице за последние годы. Его концепция идейно, стилистически и технологически определила современную идентичность исторического района Зарядье, и, во многом, центра города. Однако до появления парка, и даже идеи парка, здесь в разное время предполагалось разместить множество разнообразных проектов. Все они не были воплощены в жизнь, но их изучение и сквозное осмысление позволяет многое понять о том, какое значение имеет Зарядье в жизни Москвы и как в «мечтах о Зарядье» преломлялись события нашей истории.

Основные экспонаты выставки «Зарядье. Архивы возможного» – Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года из собрания Российской государственной библиотеки, а также макеты нереализованных проектов ХХ в., выполненные при помощи 3D-моделирования, проекты, чертежи и эскизы зданий, которые планировалось построить в Зарядье и прилегающих районах, а также 3D видео-арт от Семена Расторгуева – главного редактора портала cih.ru, старшего преподавателя Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета, 
на котором изображена «Москва, которой не было» (проекты 1920-1970 годов).

Визуальные сценарии будущего Зарядья представлены в виде нейроарта художницы Валерии Титовой: видеоматериалы с высоты птичьего полета были преобразованы с помощью нейросети warpfusion — разработки программиста Александра Спирина, а фотоснимки Зарядья стали исходной точкой для анимации в нейронной сети StableDiffusion.

«Мы попытаемся посмотреть на архитектуру и атмосферу парка «Зарядье» через нейросетевую призму, увидим наши визуализированные представления о будущем. Как все будет на самом деле предстоит решать и строить нам, не только нейросетям», – Валерия Титова, нейрохудожница. 

Психогеографическое значение территории Зарядья обуславливало внимание к нему архитекторов и градостроителей. Неукрепленные предместья Кремля, населенные ремесленным и торговым людом, впервые попытались обнести рвом и земляным валом в конце XIV века. В XV веке статус этих земель заметно повысился. Кремль становится, в первую очередь, резиденцией великого князя, а зажиточные москвичи переселяются из Кремля в Китай-город. Здесь разрастаются боярские усадьбы. В XVII веке Зарядье активно застраивается каменными зданиями, при Петре I временно приходит в упадок и постепенно становится колоритным торговым районом.

Начало ХХ века – время больших начинаний и переделов. Советская власть воспринимает Зарядье как пространство для социально-градостроительных экспериментов. В 1920-х – 1940-х здесь предполагалось разместить конторское здание Дома текстилей, Дом промышленности ВСНХ РСФСР, здание Наркомата тяжелой промышленности, 2-го дома Совнаркома и не только. В конкурсных проектах по застройке района участвуют главные архитекторы своего времени: Б. Иофан, М. Гинзбург, И. Жолтовский, К. Мельников, А. Щусев, братья Веснины, И. Леонидов, К. Мельников и многие-многие другие. 

После Победы в Великой Отечественной войне к 800-летию столицы было принято постановление Совета Министров СССР «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Высотные дома должны были быть возведены в 1947-1952 годах. В 1947 году в Зарядье начинает строиться административное здание по проекту архитектора Д. Чечулина – несостоявшаяся в итоге «восьмая сестра», вторая по высоте среди сталинских высоток. Под неё успевают заложить фундамент, но к концу 1953 года строительство замораживается.

Во второй половине ХХ-века мысленные эксперименты с территорией Зарядья временно утихают, в течение нескольких десятилетий район прочно ассоциируется с гостиницей «Россия», построенной здесь по проекту Д. Чечулина в 1964-1967 годах. В 1990–2000-х годах московское руководство регулярно возвращалось к обсуждению сноса «морально устаревшей» гостиницы, окончательное решение принимается в июне 2004 года. Изначально на её месте предполагается построить многофункциональный комплекс, несколько архитектурно-градостроительных проектов на эту тему создается в течение нулевых. 

20 января 2012 года на встрече тогда еще премьер-министра России Владимира Путина и мэра Москвы Сергея Собянина принимается решение создать на территории Зарядья парк. 1 февраля 2012 г. стартовал открытый творческий конкурс на разработку концепции развития общественного пространства на территории бывшей гостиницы «Россия», организованный Москомархитектурой, но он остается без победителя. 19 апреля 2013 г. Москомархитектура объявила международный конкурс на ландшафтно-архитектурную концепцию парка в Зарядье, его финалистами становятся консорциумы под руководством Diller Scofidio + Renfro (США), ТПО «Резерв» (Россия), MVRDV (Нидерланды), Gustafson Porter (Великобритания), West 8 (Голландия) и Turenscape (Китай).

Парк «Зарядье» создается в 2014-2017 годах, открывается 9 сентября 2017 года и за 6 лет своего существования становится одним из символов столицы, новым московским местом силы, точкой сосредоточения актуальной культуры. Будущее – безгранично. 

Стоимость билета: 350 руб.

Адрес: г. Москва, ул. Варварка, д. 4а, музей «Старый Английский двор»

9 и 10 сентября бесплатно, по регистрации

___________________________________

СПРАВКА

Проект «Подклет» (Старый Английский двор)

Сегодня под белокаменными сводами Старого Английского двора создан мультимедийный мономузей #ПОДКЛЕТ. Его экспозиции строятся вокруг одного знакового предмета, исторического артефакта-диковины, окруженного ореолом фактов и вымыслов. Белокаменный Подклет, стены, которого помнят события XVI века, сегодня стал современной кунсткамерой, раскрывающей истории людей и событий разных эпох.

#ПОДКЛЕТ – строгая наука и мифотворчество, исторические источники и художественные произведения, архивные материалы и искусственный интеллект.  

#ПОДКЛЕТ – ситуативное личностное неформальное исследование исторического явления, его фактологии и следа в массовом сознании. Такой подход, по аналогии с гонзо-журналистикой, можно назвать «гонзо-историзмом».

#ПОДКЛЕТ – интеллектуальный аттракцион, кабинет редкостей, помещенных в мультимедийное поле.

Первая выставка открылась в сентябре 2021 года и посвящена была личности Ивана IV Грозного и эксперименту с цифровой реконструкцией внешности первого русского царя. За этот период коллекция #ПОДКЛЕТА пополнилась работами Романа Тыртова (Эрте), историей о спасении традиционного шотландского твида русской графиней, картинами Нади Ходасевич-Леже и Тамары де Лемпицкой, книгой, изданной Петром I, сенсацией 2021 года – спилом дуба из основания Рюрикова городищам, фрагментами фресок домонгольского периода из Храма Спаса на Нередице, берестяными грамотами из Новгородского объединенного музея заповедника, театральными костюмами Надежды Ламановой, скульптурами Евгения Вучетича, защитным костюмом Валентины Терешковой, посмертной маской Владимира Маяковского и его прижизненными изданиями, и даже Алисой Льюиса Кэрролла, нарисованной искусственным интеллектом.

Период проведения: 9 сентября – 31 октября 2023.

Связанные изображения:

Добавить комментарий

Follow by Email
VK
WhatsApp