ДОМ С ЕЛИСЕЕВСКИМ МАГАЗИНОМ Тверская 14

Дом № 14 по Тверской улице, на пересечении с Сергиевским переулком, был построен в конце 80-х годов XVIII века по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова для Екатерины Ивановны Козицкой, в честь которой Сергиевский переулок и был переименован затем в Козицкий. Шестиколонное здание в стиле классицизма имело роскошные интерьеры.

Позднее дом был отдан (в качестве приданного дочери Козицких Анны) русскому дипломату Александру Михайловичу Белосельскому-Белозерскому, имевшему от первого брака двух дочерей Зинаиду и Марию.

Дочь от первого брака Зинаида в 1811 году вступила в брак с Никитой Григорьевичем Волконским, родным братом будущего декабриста Сергея Григорьевича Волконского. В 1824 году она переезжает в Москву и поселяется в доме № 14 по улице Тверской. Дом стал известен великосветской публике благодаря знаменитым литературно-музыкальным вечерам, салон княгини Зинаиды Волконской был известен и на всю Россию. В этом доме бывали известный виолончелист граф Михаил Юрьевич Виельгорский, певица Екатерина Петровна Лунина-Риччи, а также другие талантливые музыканты и певцы итальянской оперы. В доме бывали Александр Сергеевич Пушкин и Василий Жуковский, Пётр Вяземский, Фёдор Тютчев, Денис Давыдов и Александр Одоевский, Иван Тургенев, Александр Алябьев и многие другие.

В 1825 году в этом доме проездом в Сибирь останавливалась невестка Зинаиды Волконской — Мария Николаевна Волконская, жена сосланного декабриста Сергея Григорьевича Волконского.

В 1829 году Волконские уезжают в Италию, но дом все еще оставался во владении Белосельских-Белозерских, однако, к концу 60-х годов в нём уже размещался пансион Э.Х.Репмана, в котором учились дети богатых родителей.

В начале 1870 года дом приобретает подрядчик Малкиель, занимающийся поставками обуви для российской армии. Дом переделывается архитектором Августом Егоровичем Вебером в 1874 году: снимаются классический портик, колонны, изменяется фасад. Дела Малкиеля шли плохо, и вскоре этот дом перешел к кредиторам.

Со времени Малкиеля нижний этаж дома занимал магазин портного Корпуса, в бельэтаже находились богатые квартиры. Домом по очереди владели купцы Носовы, Ланины, Морозовы.

В 1898 году дом приобретает петербургский купец-миллионер Григорий Григорьевич Елисеев. Дом со всех сторон заключают в деревянные леса, и начинается новая глобальная перестройка. Для переделки дома Елисеевым был приглашён петербургский инженер Гавриил Васильевич Барановский, интерьерами занимались архитекторы В. В. Воейков и М. М. Перетяткович. Проходивший под домом проезд, в который могли въезжать кареты, стал главным входом в магазин, комнаты первого и второго этажей превратились в огромный торговый зал, сверкающий яркими огнями огромных люстр.

Идея создания «торговой империи», способной удовлетворить запросы людей с любым уровнем достатка, предлагая им товары высочайшего качества, родилась у купца Григория Григорьевича Елисеева в конце XIX века. К этому времени он уже был владельцем крупной торговой фирмы и успешно торговал не только в России, но и за границей, получая призы и медали на различных выставках за качество своих товаров, в основном, вин. Став поставщиками Двора Его Императорского Величества, в 1874 году купцы первой гильдии Елисеевы получили почетное право изображать на этикетках своих товаров государственный герб.

Новой задумкой купца стало создание громадных магазинов, предлагавших покупателям весь спектр качественных продовольственных товаров и вин. Дело было новое, неизведанное и требовало больших финансовых средств. Первые крупные «Елисеевские» магазины появились в Петербурге и Киеве к концу XIX века. Именно на них была отработана вся система поставок, обработки товаров и организации торговли. Магазины работали успешно, но были открыты в приспособленных помещениях. Именно тогда и принял купец решение строить специальные большие продовольственные магазины с собственной инфраструктурой и производственными цехами.

В 1901 году богатейший магазин на Тверской, 14 был открыт с названием «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин». По свидетельству современников, такого богатого ассортимента продовольственных товаров первопрестольная еще не знала. Вот как описал первое посещение «Елисеевского» Гиляровский: «Горами поднимаются заморские фрукты; как груда ядер, высится пирамида кокосовых орехов, с голову ребёнка каждый; необъятными, пудовыми кистями висят тропические бананы; перламутром отливают разноцветные обитатели морского царства – жители неведомых океанских глубин, а над всем этим блещут электрические звёзды на батареях винных бутылок, сверкают и переливаются в глубоких зеркалах, вершины которых теряются в туманной высоте».

Появление в Москве, Петербурге и других городах Российской империи «Елисеевских» магазинов стало заметным событием в торговой жизни страны. До этого столь крупных торговых центров, обладавших собственной инфраструктурой, разветвленной системой поставок, подготовки и обработки товаров, в России, да и в других странах, не существовало. Особенностью «Елисеевского» магазина было и то, что в нем не только осуществлялся полный цикл предпродажной подготовки товаров, но и был комплекс своих производств: пекарни, маслоотжимные, засолочные и коптильные цеха, а также производства варений, мармеладов, обжарки зерен кофе, разлива вин, напитков и т. д. Особенно славились елисеевские выпечка, пирожные, рыба, икра и вина.

Ежедневно в винном подвале магазина разливалось до 15 тысяч бутылок, изготовлявшихся на специальных стекольных заводах. Рекламные буклеты, этикетки, фирменную упаковочную бумагу и коробки делали для Елисеева несколько типографий. Торговый дом имел не только свой многочисленный транспорт, включая автомобили, но также специально оборудованные для перевозки скоропортящихся продуктов речные и морские суда. Елисееву и на самом деле принадлежала целая гастрономическая империя, где все работало с точностью и надежностью хорошего часового механизма.

Всего в «Елисеевском» открылось пять отделов: колониально-гастрономических товаров, хрусталя Баккара, бакалейный, кондитерский и самый большой фруктовый. Кроме того, были ещё винный погреб и производственные цеха. Магазин сразу же завоевал славу у москвичей и стал приносить солидный доход. Бытует мнение, что магазины Елисеева ориентировались только на богатых покупателей, это не так. В магазинах были все виды продовольственных товаров, от продуктов первой необходимости по обычным ценам, до деликатесов, цены на которые были, естественно, высокими. Особенностью магазинов был не только богатейший ассортимент, но и удобство для покупателей и культура обслуживания. На прилавки попадали только товары высочайшего качества, за этим строго следили. Перед подачей в торговый зал весь товар тщательно проверялся, недопустимым считалось наличие даже одной подгнившей или мятой ягодки в кисти винограда.

Москвичам пришлось по вкусу оливковое масло, которое Елисеев закупал в Провансе. Приучил он их и к французским трюфелям, и к устрицам. С заморскими товарами успешно соперничали русские окорока, балыки из белой и осетровой рыбы, икра. В кондитерском отделе особой популярностью пользовались «дамские пирожные» из собственной пекарни. Сортов кофе и чая было так много, что покупатели терялись, а уж в винах без приказчиков вообще было не разобраться. Встречал и провожал покупателей швейцар в ливрее, помогая, выносил за дамами и кавалерами пакеты с покупками.

Для сотрудников магазинов Елисеев устанавливал высокие зарплаты, но и спрашивали с них очень строго, в независимости от того, обслуживали они богатого дворянина или скромного мастерового. Щепетильно относясь к престижу фирмы, Елисеев не экономил на сотрудниках, содержа при каждом магазине большой штат, куда входили даже ветеринарные врачи.

Российских рамок Григорию Григорьевичу Елисееву было мало, и он решил «покорять» Европу, причем, не путем постепенного проникновения на рынки европейских стран, а решительным их завоеванием. И один из его первых шагов безмерно удивил все купеческое сообщество, Григорий решил поставлять во Францию свои вина. Даже сейчас это кажется невероятным, но в Париже его марочные вина произвели настоящий фурор, за которым последовало награждение купца орденом Почетного легиона. Торговля вином – дело прибыльное, но рискованное. Елисеев же рисковать не боялся, заранее оптом скупая будущий урожай в целых виноградарских регионах Европы.

Созданная Елисеевым гастрономическая империя процветала, став объектом подражания для российских и иностранных предпринимателей. Но сам Григорий Григорьевич вынужден был от дел отойти. Оставив практически все огромное состояние и фирму семье, Елисеев уехал с возлюбленной в Париж, где и обосновался. Это была настоящая и взаимная любовь. Остаток жизни Елисеев провел с любящей его женщиной, окруженный заботой и вниманием. Скончался Григорий Григорьевич в 1942 году. Имя купца продолжает жить и в Европе: так, на далеком португальском острове Мадейра есть «Елисеевские» винные погреба.

С приходом революции магазин национализировали, он стал государственным. Все годы советской власти его продолжали называть «Елисеевским».

С 1918 года часть дома использовалась под квартиры. В 1935-36 годах в одной из них провёл последний год своей короткой жизни Николай Алексеевич Островский: он прожил 32 года, из которых 9 лет был прикован к постели. В 1940 году в квартире создаётся мемориальный музей Н. А. Островского. В 1992 году музей был переименован в Государственный музей — Гуманитарный центр «Преодоление» имени Н. А. Островского. Музей стал центром популяризации творчества людей с ограниченными возможностями здоровья.

Созданный Елисеевым прекрасный магазин пережил революции и войны и был своего рода визитной карточкой Москвы. Туда наведывались не только за дефицитными продуктами, но и просто посмотреть на роскошные интерьеры и витрины. С «Елисеевским» гастрономом связано и одно из самых громких дел о хищениях в советской торговле. За хищения из «Елисеевского» к расстрелу был тогда приговорен его директор Юрий Соколов.

В 2003-2004 годах нынешние владельцы гастронома провели масштабную реставрацию старинного помещения. Магазин восстановлен по эскизам Григория Елисеева. Через год Елисеевский перешел под управление розничной сети «Алые паруса». Магазин стал акционерным обществом и вернул себе исконное имя — «Елисеевский». Изменилась ассортиментная политика, были введены новые корпоративные стандарты обслуживания покупателей, каждый продавец знает несколько языков — на случай прихода иностранных покупателей.

Магазин по-прежнему остается местом, где можно не только приобрести изысканные деликатесы, но и ощутить дух старой Москвы, а золотые украшения, лепнина, люстры в виде лозы с 240 хрустальными виноградинками, мебель из красного дерева, весь уникальный интерьер «Елисеевского» магазина числится в списке объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

Связанные изображения:

Добавить комментарий

Follow by Email
VK
WhatsApp