Деловая программа. Итоги третьего дня BRICS+ Fashion Summit

В третий день BRICS+ Fashion Summit деловая программа состояла из 9 дискуссий, 1 пленарной сессии и 2 TED-выступлений со спикерами из Индии. Лекции фешен-экспертов прошли в Малом и Открытом залах МКЗ «Зарядье». Посмотреть все сессии деловой программы и модные показы вы можете в записи прямой трансляции в официальной группе ВКонтакте: https://vk.com/mosfweek.

В В2В-шоуруме на протяжении всего дня 130 брендов представляли самые яркие коллекции своих брендов, а 2 дизайнера показали новые модные решения на подиумах Зарядья и Дома Пашкова. Также прошел уже третий день серии лекций образовательного fashion-интенсива. Но программа BRICS+ Fashion Summit не заканчивается. Гости, которые не успели посетить лекции деловой программы в МКЗ «Зарядье», смогут послушать 13 лекций на Форуме новой модной индустрии  в рамках BRICS+ Fashion Summit при поддержке Департамента по работе с сообществами VK. с 1 по 2 декабря в пространстве «Хлебозавод» (зал Ангар), а также посетить дополнительную сессию 1 декабря в Паркинг Галерее парка «Зарядье».

Спикеры сессии рассказали, как современные технологии становятся не прерогативой крупных инновационных брендов, а напротив, запускают процесс стремительной демократизации индустрии. Теперь молодые дизайнеры могут перепрыгнуть несколько этапов и избежать многих проблем стартапов благодаря Децентрализованным автономным системам (DAO).

«Средний житель города может по 16 часов соприкасаться с цифровым пространством, – рассказал модератор Алексей Каленчук, директор по цифровым креативным индустриям фонда «Сколково». – Среднестатистический молодой человек потребляет цифрового контента в часах больше, чем он бодрствует. Как это возможно? Просто он может потреблять несколько типов контента параллельно, например, смотреть фоном видео и одновременно общаться в Сети. Так что в каком-то смысле метавселенная уже здесь, мы уже в ней живем».

«Виртуальная и дополненная реальность предлагает просто колоссальные возможности, – считает Анна Дрейнберг, генеральный директор Tomorrow’s Render Team, – прежде всего, это омниканальность и гибридность продукта. Более того: сейчас можно выйти на рынок, даже не имея физического продукта. В настоящее время мы работаем с китайским стартапом, который производит одежду из переработанного океанского пластика и водорослевой массы. Мы начали с создания простой переговорной комнаты, куда они привлекали инвесторов, а сейчас это полноценный игровой мир».

Игорь Доганов, инвестиционный директор Stoic Blockchain Fund, ответил на вопрос, теряют ли актуальность NFT-продукты и как можно актуализировать этот формат: «Был удачный пример у Lacoste. Бренд выпустил коллекцию карточек, и что было сделано правильно – были выполнены обещания, данные держателям NFT. У бренда был показ в виртуальной реальности, куда можно было войти с этими картами, были созданы локации в метавселенной, куда тоже можно было попасть по этим картам. И что они еще сделали правильно – они сразу ориентировались на web3-аудиторию, а не на фанатов бренда».

«Получается, что NFT из инструмента с финансовым смыслом трансформировался в инструмент членского или клубного билета для web3-сообществ», – резюмировал Алексей Каленчук.
«Зачем ритейлу нужна метавселенная? Вы даете обычным потребителям шанс зайти и пообщаться с продуктом, погрузиться в реальность бренда. Это зона, наполненная геймификацией. Потребитель получает новый опыт. Потребитель может понять, что вообще можно сделать с продуктом, каковы его преимущества», – сказала Приянка Саркар, генеральный директор и руководитель отдела дизайна House of Biori.

«Традиционная электронная коммерция – это уже скучно для потребителя. И вот появляется другой, интересный, новый сценарий. И вы думаете: а как потребители могут выйти из старого скучного сценария и воспользоваться чем-то интересным?», – добавил Сунил Арора, сооснователь TRACE NETWORK LABS.

«Наиболее частый запрос от брендов компаниям, которые разрабатывают виртуальную и дополненную реальность – это примерка. То есть возможность для покупателя удаленно примерить кроссовки, украшения, платья. К сожалению, технологии пока не дают нужного эффекта: человеку важно понимать, не только как смотрится вещь, но и то, удобно в ней будет или нет. При этом есть миллионная аудитория пользователей, которые регулярно покупают товары онлайн, и совсем небольшая аудитория, которая пользуется виртуальными мирами для примерки коллекций», – рассказала Екатерина Филатова, президент Ассоциации АВРА.

Вакансии для искусственного интеллекта. Сможет ли нейросеть заменить дизайнеров, модных журналистов и инфлюенсеров?

В последние годы нейросеть и искусственный интеллект стали широко использоваться не только компаниями или исследователями, но и в повседневной жизни людей. Стремительное развитие ИИ привело общество к логичному вопросу, а не заменит ли нейросеть рабочее место реального человека и как подобные технологии скажутся на искусстве. Спикеры сессии уверены, что несмотря на огромную работоспособность и вычислительное превосходство искусственного интеллекта, он никогда не сможет заменить человека, ведь последнее решение всегда остается за нами.

Модератором сессии выступил Борис Агатов, генеральный директор проекта «Магазин 4.0». Он задался вопросом: в каких случаях искусственный интеллект может заменить человека?

Амир Сараков, вице-президент SuperJob, поделился такими данными: «Развития искусственного интеллекта боятся 17% россиян. Причем чаще всего они боятся лишиться рабочих мест в результате автоматизации. На втором месте по упоминаниям – доводы о бесконтрольности и закрытости мощных компьютерных систем, на третьем – боязнь деградации человечества».

Никита Худов, исполнительный директор Sber AI: «Искусственный интеллект не про замену людей, а про дополнение. Некоторые задачи, например, он может автоматизировать. Когда мы говорим про нейроинструменты для программистов, то понимаем, что они нужны не для того, чтобы заменить программистов не для того, чтобы ИИ писал весь код, а чтобы писать код в разы быстрее и эффективнее. И так во многих сферах».

Максим Федюков, генеральный директор компании «Тексел», рассказал, как искусственный интеллект помогает найти нужных сотрудников в компанию, отобрать лучших кандидатов из большого количества резюме: «Программа собирает все отклики на наши открытые вакансии, алгоритм их анализирует, по двадцати с лишним критериям определяет, насколько подходит тот или иной кандидат, и дает им характеристику».

Франческа Табор, основатель проекта Fashion AI, добавила: «Нейросеть может помочь в рутинных рабочих задачах. Можно начать с инвентаризации всех процессов и данных компании, посмотреть, какие процессы занимают большое количество времени, какие задействуют максимальное количество данных, и начать с автоматизации этих задач».

Ю Чень, основатель и директор по дизайну Chen Yu Studio, дал понять, что к творческой работе с искусственным интеллектом стоит подходить критически, и здесь очень важна правильная селекция: «ИИ может создать огромное количество рисунков, принтов, орнаментов, его работоспособность колоссальна. Но решение, какой рисунок выбрать, принимает дизайнер. Дизайнер, работающий на потребительский рынок, знает, что именно нужно людям. Какие-то идеи, которые выдает ИИ, бывают совершенно неожиданные, но в них нет человеческой души, и аудитория их не принимает».

Наталья Стеценко, директор по развитию направления «Умный магазин» компании «ПРОДЖЕКТ ЛАЙН», рассказала, что нейросеть помогает в работе над дизайном интерьеров: «Скорость проектирования и генерации новых дизайнов увеличилась многократно. Мне кажется, что эти технологии подсветили нашу экспертность. Если раньше какая-то рутина могла “замыливать” весь процесс, от процесса заказчик уставал, то сейчас генерация позволяет получить быструю презентацию всех идей и среди всего визуального контента выделить стоящие решения».
Будущее уже наступило. Как технологии меняют индустрию моды.

С развитием технологий модное производство значительно ускоряется и упрощается. Массовое производство позволило сделать моду более доступной и развлекательной. Новые швейные технологии значительно сокращают время изготовления на производстве и экономят время швеям и портным. Часто современные технологии ускоряют целые этапы, в особенности это актуально для стартапов с высокой конкуренцией, где скорость ответа на запрос потребителя является решающим фактором.

Пленарную сессию открыл Дмитрий Песков, Специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, выступивший модератором.

«Мы обычно говорим о технологии как о некоторой самостоятельной ценности, – начал он. – Но на самом деле технологии никакой самостоятельной ценностью не обладают, они обладают ценностью в приложении к чему-либо. Это может быть стремление заработать больше денег. Это может быть получение удовольствия. И, конечно, некоторые создают технологии для вечности, для того, что останется в истории».

«Я бы смотрел на две технологии, – сказал Владислав Мартынов, основатель BlockGeeks, отвечая на вопрос, какие технологические инструменты стоит использовать стартапу в сфере моды, – во-первых, это искусственный интеллект, во-вторых, это блокчейн. У дизайнера возникла идея, и нейронка может очень быстро ее визуализировать, она экономит время, а значит, экономит деньги. Как только появилось на экране то, что тебе нравится – ты сразу можешь упаковать это в NFT, зафиксировав свои авторские права».

Раджеш Масанд, президент Clothing Manufacturing Association of India, рассказал о технологических возможностях масштабирования производства: «Самое главное, чтобы у вас было бесшовное производство, бесшовное использование технологий. Сейчас необходима автоматизация, искусственный интеллект и аналитика данных – это три самых главных инструмента для масштабирования. Также можно использовать 3D-технологии для оптимизации моделей и процессов».

Нана Тамакло, управляющий директор Accra Fashion Week, рассказал, что главные технологии, которые помогли рассказать миру об африканской моде, – это социальные сети: «Благодаря им у африканцев появился шанс заявить о себе. С помощью соцсетей люди наконец поняли, что Африка – это не совсем то, что показывают в кино, у нас есть и одежда, и культура».

«Наша одежда говорит о многом, – выразила мнение Оливия Меркиор, основатель Brazil Immersive Fashion Week и Iara Land. – О том, что нами движет, о нашем отношении к экономике, к политике, о культурных изменениях. И мы, люди, работающие в моде, стараемся, чтобы за вещами стояла какая-то история. Дело не в вещи и не в ткани, а в истории, которая бы объединяла нас как сообщество. Технологии – это ведь не только цифра, это и другие технологии, например, печать. И мы должны понимать, как их использовать для создания историй, чтобы улучшить наш опыт».

Инновационные VS натуральные ткани. Традиционные материалы теряют свои преимущества?
В современном мире уже вовсю идет тканевая революция. Классические ткани, вроде хлопка, шерсти и денима начинают заменяться технологичными формулами: антибактериальными составами, свето- и теплочувствительными красками и даже материалами, подстраивающимися по особенности человека. Не все страны готовы принять или могут позволить себе новые технологии. Однако, проверенные ткани никогда не выйдут из использования.
Сессия проводилась при поддержке Центра материалов, а ее модератором выступил Дмитрий Гузов, руководитель АО «ИНПЦ ТЛП».

«Инновационные технологии позволяют дать привычным материалам, которые мы давно используем, новые важные качества. К примеру, на поверхность ткани может наноситься дополнительное покрытие, которое позволяет убрать электризуемость или обеспечивает устойчивость ткани к воздействию высоких температур, что может быть актуально в промышленности, в литейных цехах», – рассказала Татьяна Новосад, проректор по науке и технологическому предпринимательству ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет».
На вопрос, какими могут быть ткани будущего, ответил Джянчуан Чжоу, президент Wujiang Shengwei Bauhinia Textile Co., LTD. «Важно добиваться высокой функциональности тканей, – сказал он. – Чтобы из каждого вида ткани можно было создавать как можно больше видов одежды».

«В будущем одежда будет не из хлопка. Хлопок – очень дорогая вещь для будущих поколений, поскольку он потребляет очень много воды. Хлопковые страны – это страны с большим количеством воды, но оно постоянно снижается. Нас ждет переход на льняные, конопляные ткани, а также на смесовые – мы будем брать лучшие свойства каждого материала, смешивать с лиоцеллом, с вискозой, с нейлоном», – добавил Михаил Купавцев, генеральный директор компании «Метр ткани».

«Мы можем сравнивать традиционные ткани с инновационными, но надо понимать, что и у тех, и у других есть свои сильные и слабые стороны, преимущества и недостатки, – сказал Рахул Мехта, старший ментор The Clothing Manufacturers Association of India. – Не оставляйте в стороне традиционные материалы. Мы в Индии традиционалисты и построили всю нашу отрасль на хлопке».

«Лен мы узнали 5000 лет назад благодаря Египту, хлопок – 4000 лет назад благодаря Индии, шелк родился в Китае 2600 лет назад. Как мы можем отказаться от такого наследия? Конечно, развиваются новые технологии, но они не замещают, а дополняют и совершенствуют то, чем мы пользовались тысячелетиями», – добавила Александра Саукова, руководитель мастерской «Дизайн одежды» Британской высшей школы дизайна. В своей презентации она рассказала об экспериментах студентов и выпускников БВШД, работающих с инновационными материалами, в том числе с материалами биопроисхождения.

«Любые материалы важно рационально использовать. Если у вас есть материалы – подумайте, можно ли их переработать, использовать несколько раз. Сейчас активно развивается рынок вторичного потребления одежды, и для него важно, чтобы материалы были долговечными», – поделился своим мнением Индика Лиянахаваж, председатель Sri Lanka Apparel Exporters’ Association (SLAEA).

Анна Васильева, сооснователь бренда WKS tortuga, создает одежду для альпинистов, поскольку сама занимается альпинизмом: «Для меня одежда – это двадцать процентов успеха экспедиции. Если кто-то промокнет на высоте 5000 метров, то все пойдут домой. Альпинистам важно быть в комфорте, важно чувствовать себя в безопасности. Но есть еще один момент: важно быть красивыми! Представьте, вы поднялись наверх, вас там фотографируют, и второго шанса сделать это фото не будет. Одежда должна быть функциональна и красива. Поэтому я никогда не ставлю в противоборство натуральные и синтетические ткани, я считаю, что сила в коллаборации».
Мубашар Насир Батт, председатель Pakistan Readymade Garments Manufacturers and Exporters Association (PRGMEA), сказал: «ЕС принимает новые законы, касающиеся ответственного производства. Нужно будет считать, какой у вас углеродный след, предлагать идеи, как его снизить. А к 2050 году вообще нужно стать углеродно-нейтральными. Поэтому важно осознать, проанализировать, чего мы хотим добиться».
Ирина Леонова, основатель Seven Pieces. компании, которая занимается развитием технологий производства инновационных биоматериалов на территории РФ, задалась вопросом: что считать натуральным материалом? «Всё, что мы извлекаем из недр земли или выращиваем, так или иначе натурально. Другой вопрос – насколько это экологично. Я считаю, что будущее за технологиями, которые обеспечат устойчивость и экологичность продукта».   
Недели моды. Продвижение брендов на локальном и мировом уровне
Модератором сессии выступила Ариадна Грант, международный документалист и журналист Itaca Documentaries and El Pais Semanal. В рамках дискуссии эксперты поговорили о важности локальных Недель мод и о том, остаются ли традиционные форматы показов актуальными. Также спикеры рассказали про новые форматы модных шоу, появляющиеся по всему миру.
Вафа Дауи, PR и директор по международным связям Oriental Fashion Show, рассказала о проекте: «Oriental Fashion Show – это платформа для организации модных шоу и продвижения молодых дизайнеров. Поскольку современный покупатель становится всё более требовательным, нам важно давать дорогу новым брендам, новым дизайнерам, и такие возможности предлагает наша платформа. Мы сотрудничаем с дизайнерами по всему миру, продвигаем их в СМИ, в социальных сетях. Наши дизайнеры участвуют в Парижской неделе моды».
«Когда мы в Южной Африке начали продвигать идею модных показов, нам было довольно сложно, – признался Стивен Манзини, основатель и генеральный директор Soweto Fashion Week. – Людям было сложно понять, что это такое – Неделя моды. Это соревнование, конкурс на лучшего дизайнера? Мы искали какие-то необычные пути, устраивали перформансы на площадях, приглашали людей искусства в качестве моделей, пытались привлечь внимание людей и вовлечь их в индустрию. И у нас это получилось».
Соня Ноэль, дизайнер и основатель Gayana Fashion Week, поделилась своим опытом: «Когда мы запускали свою Неделю моды, это была даже не неделя, а уик-энд. При этом мы пытались сочетать с модой искусство, литературу, мы что только не использовали. Мы даже проводили кампанию против домашнего насилия. Потому что мода – это возможность донести любое послание, и неважно, на каком языке мы говорим».
«Где бы ни проходили Недели моды – это всегда ярчайшие события. И это главные события в жизни любого дизайнера. Для молодого дизайнера это цель – дорасти до того момента, когда ты сможешь показать полноценную коллекцию на главном подиуме страны. А для тех дизайнеров, которые уже достигли известности, это всегда своеобразный экзамен на состоятельность», – отметила Ботагоз Алдонгарова, исполнительный директор Казахстанской недели моды.
«Для нас важен устойчивый подход. Мы стараемся адаптироваться к мировым тенденциям, а это довольно непросто, поскольку страна у нас маленькая, у нас нет сильной системы связей, мы сильно зависимы от Мексики, от Колумбии, и вот теперь свои двери нам открывает Россия. Но мы готовы заявить о себе всему миру, мы первая мировая платформа, которая работает за счет собственного электричества, мы стараемся сделать так, чтобы наши дизайнеры трудились, отталкиваясь от концепции устойчивой моды», – сказала Карина Диаз, председатель Costa Rica Fashion Week.
Инклюзивная мода не равно мода для всех. Как принятие уникальности расширяет пространство индустрии
Главной темой сессии стал тренд на инклюзивность и стремление мирового модного сообщества к равным возможностям для всех людей. Традиционное понятие красоты претерпевает изменения. Теперь по главным подиумам мира проходятся модели с разными телами, разными национальностями и физиологическими особенностями. Но вседоступная мода не позволяет массово отшивать одежду по давно существующим лекалам, что приводит компании к необходимости решать техническую сторону вопроса более тщательно.
«Недавно я запустила сообщество инклюзивного бизнеса «Открыто для всех» совместно с Агентством стратегических инициатив, – начала дискуссию модератор Кира Захарова, продюсер социальных и культурных проектов. – Это сообщество объединило более 500 крупных компаний, в том числе Сбербанк, «Магнит», Билайн, Сибур и другие, которые внедряют инклюзии не просто на уровне деклараций, а на уровне стратегии и ценностей».
Оксана Костив, руководитель группы по корпоративной и социальной ответственности Lamoda, рассказала, как платформа учитывает потребности людей с ограниченными возможностями: «Мы стали первой e-com компанией в России и СНГ, кто открыл у себя секцию инклюзивных товаров и товаров для людей с особенностями здоровья. У нас есть линейка одежды для взрослых, линейка для детей, линейка косметики для тех, кто проходит химиотерапию, бельё и другие элементы одежды, которые необходимы в послеоперационный период, а также различные уходовые средства для аллергиков, для людей с атопическим дерматитом, с диабетом, кому обычные средства не подходят».
Николь Бесс, основатель и генеральный директор Noir Fashion Week, обратила внимание на такую деталь, как лейблы на одежде: «Я думаю, их нужно делать большего размера, поскольку люди с плохим зрением не могут разобрать, что на них написано». Она добавила, что одежду для людей с особенностями не стоит выделять в отдельную линейку, вместо этого лучше внедрять технологии в повседневную одежду».
«Мне всегда хотелось, чтобы инклюзивная одежда была красивой и остромодной, – сказала Акжана Абдикаримова, спортсмен паралимпийской сборной по лыжным гонкам и биатлону. – Было бы здорово, если бы такая одежда была и в масс-маркете тоже. Мы наконец пришли к пониманию, что мы все разные, и это прекрасно. Я думаю, что всё сейчас идёт в сторону инклюзии».
Также спикерами сессии стали Вероника Левенец, кибермодель, Людмила Арчвадзе, владелец Данилино, Ирина Кирезова, основательница No Regrets, Полина Солодова, Генеральный директор Пипл-мода и Дарья Тафинцева, соучредитель Fast.
Открытый зал (Фото: https://disk.yandex.ru/d/PJhDAzyvZHmHTw)

На стиле, на футуризме. Как будет выглядеть мода будущего?

В рамках этой деловой программы участники обсудили вопросы, связанные с прогнозированием модных тенденций в ближайшие десятилетия, планированием будущего моды и изменениями, которые произойдут в индустрии от дизайна до магазинов.

Планирование будущего в любой сфере — это сложный и многогранный процесс, включающий в себя анализ модных тенденций, потребительских предпочтений, социально-экономических изменений и технологических инноваций.

Одним из ключевых вопросов, затронутых на форуме, было: какой будет мода в ближайшие десятилетия? Участники обсудили различные сценарии и тенденции, которые могут повлиять на моду в будущем. Спикеры пришли к мнению, что мода будет продолжать эволюционировать, основываясь на технологических инновациях, устойчивости и изменяющихся предпочтениях потребителей, что в свою очередь приведет к появлению новых материалов, дизайнерских подходов и способов производства одежды. 

«В моем понимании решение для многих дизайнеров как раз в том, чтобы уйти в диджитал и перейти на более экологичные материалы. В будущем нас ждет симбиоз науки, технологий, модной индустрии и, я не побоюсь этого слова, даже медицины. Кажется, что все эти индустрии должны в этом веке соединиться в одну историю, – поделился своим мнением дизайнер и художник Кирилл Минцев. – Говоря про платформенную индустрию, мы никогда не уйдем от ручного труда, от классической одежды, от люкса, от обычных магазинов и бутиков. Люди любят людей, и это останется несмотря ни на что, но при этом технологии, маркетплейсы, платформы и интернет-продажи просто помогают нам сегодня еще глобальней работать».

Директор Digital Talent, основатель Falcon Ventures Middle East Беона Гапаре рассказала, что «мы не можем отказаться от физического дизайна и передать все в руки искусственного интеллекта. Искусственный интеллект и технологии могут работать в определенных направлениях, но до какого-то уровня. И в fashion-индустрии мы всегда ценим и ищем людей, которые работают и предлагают новые идеи и дизайн. Поэтому конкуренция между человеком и искусственным интеллектом, конечно, нарастает. Однако, мы не можем сказать, что приход технологий — это конец для людей дизайнеров, но они будут дополнять друг друга. Технологии не могут создать все, поэтому мы должны работать вместе. Важно, чтобы при создании одежды присутствовал человек — дизайнер, который будет направлять эти технологии».

Закончил сессию модератор, заместитель председателя Совета директоров Медианет Игорь Диденко словами: «Экономичность, экологичность и шеринг — это наше будущее. Мировые футурологи склоняются к тому, что это абсолютно необходимо, если мы хотим сохранить экологию и то общество, что у нас есть. Только от человека зависит то, как будет выглядеть наше будущее».

Стритстайл. Отражение идентичности или потеря аутентичности?

Деловая программа международного форума BRICS+ Fashion Summit предоставила площадку для обсуждения важной темы — стритстайла. Вопросы о том, как эволюционирует уличная мода в разных странах, как технологии влияют на ее развитие и возможно ли предсказать тренды, вызвали интерес участников.

Уличный стиль стал неотъемлемой частью современной культуры, где улицы городов стали площадкой для самовыражения и выражения индивидуальности. С ростом популярности социальных медиа, стритстайл получил еще большее влияние и стал элементом массовой культуры. Люди из разных стран моментально делятся своими образами, создают онлайн-сообщества и укрепляют глобальный обмен, подчеркивая свою принадлежность к определенной культуре.

Некоторые участники дискуссии считают, что стритстайл – это органическое проявление человека и текущих реалий в конкретной культуре, и его тренды невозможно предсказать. Другие же считают, что с помощью анализа данных и наблюдения за эволюцией уличной моды можно увидеть общие тенденции и предсказывать ее развитие.

Спикеры отметили важные аспекты стритстайла. Обсуждение эволюции, влияния технологий, предсказуемости трендов, а также последствий глобальной гонки за самовыражением позволило слушателям сессии лучше понять роль и значение уличной моды в современном мире.

«Стритстайл — это некая переработка всего происходящего в нашем мире, — начал сессию руководитель отдела по управлению категорией спортивных товаров Lamoda Антон Горбашов. — Да, это инструмент самовыражения человек, но также это некое сарафанное радио, где есть множество направлений, переработанных обществом, культурой, улицей. Он отражает современные веяния, и этот процесс сейчас ускорили социальные сети».

Рассказывая про индустрию моды, визионер и основатель института развития индустрии моды Beinopen Алексей Баженов отметил, что «узнаваемость – как раз работа со стритстайлом, уникальность, инфраструктура – вот что необходимо брендам. А если вы хотите модернизировать свои фабрики, то можете сделать так же, как мы. Мы для себя нашли такое решение — это партнерство с ассоциациями за границей. Поэтому сегодняшний форум ценен тем, что ассоциации, отрабатывая интересы предпринимателей, могут узнавать и перенимать опыт друг друга».

«Тренды в стритстайле — это не совсем тренды, потому что люди не пытаются сделать так, чтобы они все вместе выглядели одинаково, — поделилась основатель Dakar Fashion Week и African Fashion Council Адама Ндиайе. — Это просто что-то, что они выбирают для себя, чтобы себя проявить. Стритстайл зависит от трех компонентов: города, в котором вы живете, контента, который вы потребляете, и культуры, которая вам ближе».

Основатель и креативный директор SHATU Светлана Шатунова рассказала: «Мы, дизайнеры, обращаем свой вектор внимания в сторону стритстайла. Только так мы можем понять реакцию людей на те или иные явления и течения во всем мире. Конечно, сейчас все глобализируется и мы видим, что происходит на улицах в разных странах: как стритстайл развивается, какие течения и направления появляются. Для любого бренда самое главное — это видеть, чувствовать, смотреть в мир, но при этом не терять свою ДНК. Не нужно ставить стритстайл выше, чем свою ДНК. Да, все равно нужно смотреть в мир, перерабатывать, впитывать, при этом пропускать все это через свою ДНК, и тем самым мы сможем получить уникальный продукт».

Отвечая на вопрос, что необходимо делать брендам сегодня, управляющий директор Accra Fashion Week Нана Тамакло отметил, что «надо работать над качеством, над оригинальностью, но в то же время нужно думать о том, чтобы продвигать свое имя. Главное, что продается, — это имя. Молодые дизайнеры пытаются конкурировать с брендами, они показывают красивые дизайны на подиуме, но чаще всего мы не знаем, кто это. Они, к сожалению, не продвигают свое имя и больше фокусируются непосредственно на дизайне. Ваша ДНК не должна фокусироваться только на дизайне, все-таки необходимо, чтобы ваше имя звучало».

Арт-директор департамента брендированной продукции Сбермегамаркет Ольга Бухтиярова рассказала, как влияет стритстайл на создание мерча: «Стритстайл – родоначальник таких фасонов, как оверсайз, полу-оверсайз и таких моделей, как худи, зипки. Данные модели и фасоны являются самой популярной моделью в каждой второй коллекции мерча. Безусловно, и типографика, которая используется в стритстайле, мы также отрабатываем, мы следим за этими трендами и предлагаем их для нашего мерча».

После слов модератора сессии, Президента Креативной экономики Марины Абрамовой: «Легенда, собственное имя, эмоция, вложенная в это имя — важные составляющие бренда», спикерам предложили ответить на блиц-опрос: «На какие аспекты должен обратить внимание дизайнер перед созданием бренда?». Советы для дизайнеров были следующими: необходим нарратив и история вашего бренда, понимание вашей ниши, знание бизнес-процессов, следите за индустрией, создайте универсальную команду, выбор точек продаж и стратегий дистрибуции, качественный дизайн, безусловная любовь к тому, что вы делаете.

Человек в фокусе. Переформатирование этики модной индустрии

В рамках деловой программы была проведена сессия, посвященная переформатированию этики модной индустрии. Данное мероприятие отразило изменения в стратегии модных брендов, вызванные влиянием новых поколений, таких как миллениалы и зумеры, которые активно используют инновационные технологии. Мода и тенденции в настоящее время меняются динамично на фоне новой этики. Участники форума обсудили, что модные бренды должны быть готовы к изменяющимся предпочтениям потребителей и быстро реагировать на новые тенденции. Это требует от индустрии моды создания инновационных подходов к дизайну и производству, а также участия в обсуждении и создании новых культур коммуникации.

Деловая программа BRICS+ Fashion Summit

Изображение 1 из 32

Формирование новой этики в этой сфере происходит в результате изменений внутри модной индустрии. Дизайнеры и предприниматели должны пересмотреть свои стратегии и стандарты красоты, а также уделить внимание кадровой политике. Кроме того, социальная повестка брендов, предпочтения потребителей в моде играют немаловажную роль в формировании новой этики. Спикеры пришли к выводу, что реклама, часто представляющая идеализированные образы, не отражает реальности и ожиданий потребителей. Это привело к обсуждению необходимости создания человекоцентричной моды, которая учитывает многообразие и национальность.

«Дизайн вышел за рамки вещи, и теперь это некое комьюнити из клиентов, которые, конечно, представляют невероятную ценность, — поделилась своим мнением директор Дома Моды Виктории Андреяновой Виктория Андреянова. — Говоря про тренды, если раньше их навязывали, то сейчас тренды предлагают. И в России возникли внутренние тренды, например, сегодня актуальны народные художественные промыслы, то, что имеет русскую душу. Сегодня все добровольно идут в эту нишу, потому что видят эту особенность, культурный код».

Исполнительный директор Afro Fashion Association Мишель Нгонмо рассказала об общемировых трендах: «На международном уровне повестке разнообразна. Многие большие бренды сегодня специализируются на социальной повестке, потому что современный потребитель больше не хочет фокусироваться на креативность. Сейчас нужно, чтобы бренд давал какие-то ценности и отстаивал этические вопросы, поэтому бренды начинают интегрировать все это в свою повестку».  

Рассказывая про свой бренд, руководитель и главный дизайнер «Моно-стиль» Елена Мельник сказала, что «продукт сегодня должен быть социально полезный, и только такой продукт обрастает заработком, но при этом мы не должны забывать об этике маркетинга. У нас есть много различных путей развития. Если мы хотим играть в долгую, если мы хотим, чтобы бренд твердо стоял на ногах, то все надо делать этически и органически. Еще в 2015 году мы это поняли и взяли свой фокус на человека. Для меня в первую очередь был важен мой клиент, поэтому я смотрела на свой бренд глазами клиента и старалась сделать продукт, который ему будет социально полезен и будет приносить ему пользу, он решит его проблемы и страхи. Однако, сегодня на рынке решение проблемы — это второстепенный вопрос, теперь мы движемся дальше и должны решать страхи клиентов».

Мысль о социально полезных продуктах продолжила дизайнер KULT BEDRA Анастасия Костюк: «Однажды общемировой тренд на бодипозитив вошел в Россию, и сейчас, как понятие, этот тренд ушел, но осталась plus-size одежда и культура. Здесь речь идет о женщине, которая любит себя и знает, чего она хочет, она готова проявляться и уважает желания другой женщины. При этом наш бренд не скатился в некую субкультурную историю и дальше говорит о русской женщине».

Отвечая на вопрос о том, какие существуют программы поддержки модного бизнеса, предприниматель и политик Елена Николаева отметила следующее: «Для нас, для законодателей, так же, как и для органов исполнительной власти, модная индустрия является приоритетом. Мы сегодня создаем соответствующие шоурумы, где помогаем молодым дизайнерам показать свои работы. Также мы через средства массовой информации, через интернет, через телевидение, показываем все больше и больше российских талантов».

Основатель инклюзивного парфюмерного бренда Pure Sense Екатерина Зинченко поделилась историей своего бренда и рассказала о важности социального предпринимательства: «Я основала первый в мире парфюмерный бренд, в котором аромат создают незрячие люди. На самом деле это действительно бренд, который не просто вовлекает людей в творческую повестку, но и использует их суперспособность, потому что у незрячих людей в силу ограничений визуального восприятия, у них обострено обоняние, намного ярче ассоциативный ряд, более такой креативный подход в сочетании ароматов. Сейчас социальное предпринимательство начинает, как большой трек в бизнесе, тоже выделяться в России, потому что статус социального предприятия стало возможно получать с 2021 года. Да и, в принципе, я вижу, что это становится не просто миссией, но и большим преимуществом для компании, когда она использует труд и талант людей с особыми потребностями».

Заканчивая сессию, модератор и директор ЦИПР Ольга Пивень подвела итог: «Здорово, что мир повернулся к человеку, начал ценить индивидуальность, и большие и малые бренды стараются кастомизировать свои продукты для того, чтобы человек чувствовал себя по-настоящему счастливым».

Обратный питч. Страновая экспертная сессия. Африка

Многие компании и бренды стремятся расширить свое присутствие на международных рынках. Выход на другие рынки может быть одной из ключевых целей, будь то изначальное желание продавать за рубеж или постепенное развитие, превосходящее локальный рынок. Однако, возникает множество вопросов и дилемм, связанных с выбором страны, поиска партнеров и инвесторов.

В данном случае, общение с экспертами и маркетологами, представляющими Африку, стало ценным инструментом. В рамках этой сессии специалисты из различных сфер представили свою экспертизу в формате 15-минутного питча. Участники смогли задать интересующие их вопросы, получив дополнительные знания и рекомендации.

Основатель Fashion Forum Africa Макеба Боатенг подробно рассказала о модном африканском рынке, какие у него есть преимущества и недостатки: «Итак, расширение на новые рынки — это основная задача для многих. Выбор нужного рынка — это очень важно, потому что размер рынка и его условия играют важную роль. Мы видели, как эти факторы сыграли определенную роль у дизайнера Кристи Браун и в других историях успеха. Мы провели опрос среди них, и они рассказали, какие есть перспективы у глобального расширения бренда на африканском рынке. Основной ответ: «Главная мотивация для международной экспансии — это попасть на новые базы потребителей и возможность диверсифицировать охваты рынка, проникновения на новые рынки, потенциал более высоких доходов и возможности роста». Какие методы нужно использовать для поиска партнеров и инвесторов? Понятно, что это должно происходить через коллаборативное усилие: специальные мероприятия, рекомендации, специальные конференции, коллаборации, стратегические альянсы. Все это важно для преодоления барьеров. Но также есть и сложности: понимание нового рынка, ограничены возможности выставиться и вопросы доверия. Для преодоления этих вызовов вы должны опираться не только на бизнес-сноровку, но и глубокое понимание разнообразного рынка африканской моды. И главное – африканская модная индустрия готова к экспансии на новые рынки. Она полна энергии, она кипит креативностью, но ей нужна ваша поддержка».

Креативный консультант Afro Fashion Association и Бренд менеджер NATIV LTD Нана Квеку Осе Брену рассказал о факторах, которые приводят к успешности брендов, приходящих на африканский континент: «Советы, которые помогут брендам в открытии магазинов: коллаборации с местными брендами, которые работают в том же рыночном сегменте, производите продукты из местного сырья и материалов, иначе вы столкнетесь с высокими налогами, а с государственной стороны вы сможете получить определенную поддержку за инвестицию в наше сырье, брендам необходимо инвестировать в локальную инфраструктуру, так как некоторые аспекты инфраструктуры в Африке пока не дотягивают до международных стандартов, понимание экономической ситуации и целевой аудитории, работа с местными контент-мейкерами для создания имиджа и рекламы, так как контент с западной точки зрения не пройдет на локальном рынке, из-за наших культурных практик, которые характеризуют нас, как народ».

В заключение основатель Fashion Forum Africa Макеба Боатенг отметила, что «африканский фешен не отделен от остального мира, наш фешен движется, благодаря местной музыке и музыкантам, которые влияют на эту индустрию».

Серия TED-выступлений 

Деколонизация моды. Культура потребления

Выступление в первую очередь было посвящено о важности культуры и разнообразия в индустрии моды. Основатель Dakar Fashion Week и African Fashion Council Адама Ндиайе подчеркнула, что одежда, которую мы носим, ​​является не только модным выражением, но и историческим свидетельством нашей культуры и наследия. Наша одежда рассказывает истории, которые всегда с нам. А наши традиции также передаются при создании и изготовлении одежды, и весь этот процесс становится неразрывно связанным с нашими сообществами и культурами.

«Прежде чем стать гражданами мира, мы, прежде всего, дети своих матерей, мы продукт того пространства, в котором мы родились, и мы являемся гордостью своего народа. И я всегда думаю о том, что в Европе люди это оставляют позади себя и стараются быть гражданином мира. Жалко, что так происходит, ведь те различия, которые у нас есть, очень сильны, и это дает мне силу. Понимание того, кто ты есть, дает тебе возможность быть более открытым этому миру. И все это наследие может переходить в фешен».

Однако, культурная значимость моды не ограничивается только историческим аспектом. Разнообразие также играет важную роль в индустрии. Инклюзивность и разнообразие являются ключевыми ценностями, которые модные бренды должны принять, чтобы оставаться актуальными и удовлетворять меняющиеся запросы потребителей. Бренды должны учитывать различные точки зрения в своих командах и создавать маркетинговые кампании, которые отражают интересы каждого.

«Изменение нарратива и репрезентация – это очень важно. Потому что, когда вы видите кого-то, кто похож на вас, вы проецируете его на себя и думаете, что это хороший пример. Например, девушки, которые растут в Африке, видят меня, такую ролевую модель, и они думают: «Ого, я могу быть такой». Или вы можете прийти на показ моего бренда и увидеть совершенно потрясающих людей: альбиносов, плюс сайз и худых девушек. Мне кажется, что такое разнообразие – то, чем бренды должны заниматься, если они хотят общаться с новым поколением и открываться миру».

Адама Ндиайе также рассказала о важности более экологически ответственного потребления в индустрии моды. Быстрая мода оказывает значительное воздействие на окружающую среду, исчерпывая невозобновляемые ресурсы, выбрасывая парниковые газы и потребляя огромные объемы воды и энергии. Например, производство одной хлопчатобумажной рубашки требует около 700 галлонов воды, а для производства пары джинсов — 2 000 галлонов воды. 

Серия TED-выступлений 

От кустарного производства до лидера мирового рынка – сказка индийской ювелирной индустрии

Индия, с ее богатой историей и культурой, имеет древнюю традицию орнаментирования, которая прослеживается в классических текстах, эпосах, мифах и летописях. Орнаментирование стало неотъемлемой частью индийской культуры, символизируя богатство, роскошь и статус. Индия смогла умело использовать эту традицию, превратив ее в экономический оплот. Индийский рынок драгоценных камней и ювелирных изделий в 2022 году оценивался в 37,25 млрд долларов США, и ожидается, что общий доход вырастет, достигнув 144,37 млрд долларов США через 5 лет.

Индийская ювелирная промышленность прошла впечатляющую трансформацию, превратив местное производство в глобальное явление. Сочетая в себе эстетику и экономику, она стала сильным игроком на международной арене. Индийские ювелиры теперь предлагают широкий ассортимент изделий, от традиционных до современных, от классических до экспериментальных.

Об этом рассказала и поделилась уникальной историей актриса и предприниматель Ануша Висванатан: «Но какое значение имеет драгоценное изделие? Например, для меня украшения сберегли моя мать и бабушка. По старой индийской традиции ювелирное изделие передается по материнской линии. Когда появилась эта традиция, у женщин не было права иметь собственность, единственная валюта, которая у нас сохранялась, — это ювелирные изделия, которые мы получаем от предыдущих поколений, при выходе замуж. Поэтому ювелирные изделия — это важная часть индийской моды».

BRICS+ Fashion Summit проходит на территории Зарядья. Fashion-интенсив, В2В-шоурум и показы зарубежных дизайнеров проводятся в арт-пространстве Паркинг Галерея парка «Зарядье», открывшемся в сентябре 2023 года, общей площадью почти 3000 кв. м. Паркинг Галерея — это технически оснащенное пространство, способное вместить в себя выставки, концерты и, конечно же, форумы. При этом гости BRICS+ Fashion Summit всегда могут попасть на мероприятие. Часть подземного пространства продолжает работать в качестве парковки для транспорта. Кроме того, в Паркинг Галерею можно пройти из любой точки парка.

BRICS+ Fashion Summit:
https://vk.com/mosfweek
https://dzen.ru/mosfweek
https://t.me/mosfweek

Фотограф Мария Жоголева https://vk.com/m.zhogoleva

Связанные изображения:

Добавить комментарий

Follow by Email
VK
WhatsApp