Арт-шалаши и новая традиция: как прошел первый городской фестиваль «Шалаш, шалом!», посвященный Суккоту

В Москве на Поклонной горе прошел первый городской фестиваль «Шалаш, шалом!», организованный «Российским еврейским конгрессом» (РЕК) в партнерстве с Московской архитектурной школой МАРШ во время еврейского праздника Суккот. За неделю (с 17 по 23 октября) фестиваль посетило более 1500 человек.

«Мы очень рады, что фестиваль ”Шалаш, шалом!” вызвал такой большой интерес. Познакомиться с нашими традициями, историей, узнать о празднике, попробовать еврейские блюда и посмотреть арт-шалаши пришли люди всех возрастов и национальностей, — говорит исполнительный директор РЕК Анна Бокшицкая. — В этом году состоялся пилотный запуск фестиваля. В дальнейшем проект планируется сделать ежегодным».

Центральными экспонатами фестиваля стали три арт-объекта высотой в несколько метров, которые разместились на территории вокруг Мемориальной синагоги РЕК. Необычные конструкции, созданные молодыми талантливыми архитекторами, выпускниками школы МАРШ, — творческое переосмысление и интерпретация традиционных шалашей, которые соблюдающие евреи строят каждый год во время праздника Суккот.

«В процессе проектирования шалашей мы столкнулись с тем, что Тора — серьезный инструмент строительных ограничений. Нам пришлось обращаться к первоисточникам, по некоторым предположениям, XIV века до нашей эры. Конечно, мы не смогли учесть все правила создания кошерного шалаша, но одна заповедь была исполнена во всех трех наших объектах: сквозь их крышу видно небо», — поделился Евгений Асс, основатель МАРШ и куратор фестиваля.

В шалаше (сукке) «600 досок» сооснователя архитектурного бюро SAGA Артема Стаборовского и преподавателя архитектурного проектирования, партнера бюро Citizenstudio Михаила Бейлина — где ни дверного проема, ни окон, только четыре стены и небо вместо крыши — гости фестиваля разрисовывали цветными карандашами и тушью еловые дощечки и украшали ими аскетичный интерьер. В сукке из полых полукруглых металлических колонн, перетянутых праздничными лентами, «ПРОфенон» независимого архитектора, автора исследовательского проекта о путешествующей архитектуре «Про_Странствие», куратора и преподавателя МАРШ Дарьи Зайцевой наблюдали за цикличностью и цветом. А в арт-шалаше из тончайшего листа пленки «Три с половиной»  (именно столько стен в авторской сукке), автором которого выступил ведущий архитектор бюро WowHaus Владимир Изаксон, созерцали небо и медитировали на пне. И во всех трех шалашах можно было исполнить заповедь вознесения лулава произнести благословения с использованием плода этрога, ветви ивы, пальмы и мирта, символизирующих еврейское разнообразие и в то же время — единство.

В главный день фестиваля «Шалаш, шалом!» — 20 октября — на площадке прошли многочисленные лекции и мастер-классы для взрослых и детей: здесь можно было попрактиковаться в исполнении иудейских хоровых напевов — нигунов и, например, освоить традиционное еврейское искусство вырезания из бумаги — рейзеле. Во время фестиваля состоялось кулинарное шоу по приготовлению национальных блюд. Кроме того, на площадке были организованы отдельные мероприятия для детей из еврейских школ, студентов и молодежи.

На открытии фестиваля «Шалаш, шалом!» для попечителей, друзей и партнеров РЕК представил светотеневой концерт «Песни сердца» в постановке режиссера Михаила Плутахина. Среди гостей вечера были глава попечительского совета РЕК академик Григорий Ройтберг, член президиума РЕК и владелец Музея истории евреев в России Сергей Устинов, телеведущий Владислав Флярковский, писатель Евгений Бунимович и многие другие.

Средства, собранные в рамках фестиваля «Шалаш, шалом!», были направлены на финансирование обучения для детей из малообеспеченных семей в еврейской общеобразовательной школе «Маалит».

Связанные изображения:

Добавить комментарий

Follow by Email
VK
WhatsApp