Конференция «Музей в городе — город в музее 2023»

0

С 6 по 8 декабря Музей Москвы проведет VIII научно-практическую конференцию «Музей в городе — город в музее». В этом году она посвящена музею как образовательному центру и его различным просветительским стратегиям и проектам. Эксперты в области университетского и дополнительного профессионального образования, музейной педагогики и инклюзии обсудят актуальные образовательные практики взаимодействия музея с другими социальными институтами. События конференции будут транслироваться на странице Музея Москвы ВКонтакте, а также на образовательной платформе «Академика».

Сегодня музеи предлагают посетителям как привычный формат просветительских мероприятий, например, лектории к выставкам и детские кружки, так и полноценные обучающие программы, нацеленные на получение новой специальности или расширение профессиональных компетенций. В первый день участники поговорят о новых программах, которые возникли в результате сотрудничества музеев со школами, университетами и бизнесом, а также об образовательных диджитал-проектах.

Второй день будет посвящен образовательной миссии городских и краеведческих музеев. Эксперты обсудят, как развивались стратегии образовательной деятельности в музеях — от советской традиции изучения истории города к современным методам исследования — антропологическим, социологическим, устной истории, политике памяти и другим.

Программа третьего дня сконцентрирована на теме создания доступной образовательной среды для детей, подростков, а также для людей с инвалидностью и ментальными особенностями. Слушатели узнают, какие существуют методы адаптации сложного экспозиционного материала для понимания детей, поразмышляют на тему актуализации детских программ в музее, а также обсудят существующие инклюзивные проекты.

Программа конференции:

День 1 «Подходы к образованию в музее: школы, ДПО и диджитал»
6 декабря, 10:00 –18:30

10:00 – 10:30
Открытие конференции. Вступительное слово генерального директора Музея Москвы Анны Владимировны Трапковой

10:30 – 12:00
Панельная сессия «Музеи и школы: точки пересечения»

Часто первое знакомство с музеями происходит в детстве — во время школьной экскурсии или семейного визита, где образовательная функция музея сведена к закреплению пройденного на уроках. Однако сегодня музейные специалисты разработали много методов адаптации сложного экспозиционного материала для детей и подростков — от привычных лекториев к выставкам и детских кружков до новых форматов интерактивных практик с применением IT технологий. Эксперты обсудят, нужны ли современным школьникам музеи, какую роль в образовательных программах, ориентированных на профессии будущего, они могут играть, и как музейные образовательные программы встраиваются в парадигму «школа — вуз — ученая степень».

Модераторы:
Анна Трапкова, генеральный директор Музея Москвы;
Наталья Катонова, ученый секретарь Музея Москвы

Спикеры:
Борис Столяров, заведующий отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея, доктор педагогических наук, профессор, член Союза художников РФ;
Вячеслав Климентов, заместитель директора московского Музея космонавтики по научной работе, кандидат педагогических наук, историк;
Тимур Вахитов, генеральный директор «Московской дирекции по развитию культурных центров» («Мосразвитие»);
Степан Овчинников, куратор проектов по взаимодействию со школами Дом культуры «ГЭС-2»12:15 – 13:45
Дискуссия «Зачем музеи идут в вузы?»

За последние годы появилось сразу несколько магистерских программ, которые реализуются в партнерстве с музеями, где студенты максимально погружены в жизнь музеев — получают задания на основе текущих проектов, изучают фонды, проходят практику и в финале реализовывают музейный проект. Эксперты расскажут, как создаются такие магистерские программы, нацеленные на получение новой специальности или дополнительных профессиональных навыков, и какие теоретические и практические курсы входят в учебный процесс.

Модератор:
Лия Чечик, директор Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге

Спикеры:
Анна Новикова, академический руководитель образовательной программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;
Елена Шлиенкова, кандидат философских наук, доцент, декан Высшей школы искусств и дизайна Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского;
Мария Польникова, глава Garage Academy, сооснователь кадрового агентства Zakadrom;
Татьяна Гафар, заместитель генерального директора по развитию новых музейных пространств Государственной Третьяковской галереи;
Татьяна Новоселова, MA in Cultural Management, руководитель магистратуры факультета управления социокультурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук, директор Школы литературных практик

14:45 – 15:45
Проектная сессия «Выход институций в диджитал»

Современные музеи и другие учреждения культуры давно реализуют образовательные проекты в разных диджитал-форматах: тематические сайты, 3D-экспозиции, виртуальные выставки, аудиогиды в смартфонах, интерактивные экспонаты, оцифровка фондов и т.д. Участники представят актуальные диджитал-проекты, порассуждают, почему применение технологий необходимо в современных культурных институциях и с какими проблемами сталкивались их создатели.

Модератор:
Мира Тесленко, заместитель генерального директора по развитию Музея Москвы

15:50 – 16:50
Дискуссия «Зачем корпорациям идти в музей?»

Сотрудничество с различными компаниями — будь то айти, финтех или другой бизнес — дает музеям возможность реализовать задуманный образовательный продукт, расширить свою аудиторию и географию. Но зачем компаниям делать совместные проекты с музеями? Спикеры обсудят сотрудничество между корпорациями и музеями, поделятся опытом взаимодействия с культурными институциями и создания совместных образовательных программ, расскажут, как правильно презентовать и вести свои проекты, чтобы партнерство получилось успешным.

Модератор:
Мира Тесленко, заместитель генерального директора по развитию Музея Москвы

Спикеры:
Надежда Бокова, маркетинг-лид «Афиши» Тинькофф Города;
Роман Вашкевич, начальник отдела партнерских программ Газпромбанка;
Ксения Гратцианова, креативный директор студии Magic Camp, Яндекс Go;
Надежда Галкина, руководитель направления «Высшее образование» в Skillbox.

17:00 – 18:30
Дискуссия «Музейное ДПО: выход за пределы внутрицехового образования»

Музеи, получившие образовательные лицензии, активно занимаются разработкой программ дополнительного профессионального образования (ДПО), ориентированных на людей с высшим образованием, которые хотят повысить квалификацию или освоить новую профессию. Образовательные треки в рамках музейных ДПО весьма разнообразны — от основ музейной деятельности до арт-терапии. Участники дискуссии обсудят, зачем музеям образовательные лицензии, что представляют собой музейные программы дополнительного профессионального образования, какие из них становятся востребованы и почему, а также каким видится будущее подобных программ.

Модератор:
Наталья Сергиевская, эксперт по стратегическому развитию культурных проектов и организаций, генеральный директор Фонда «Будущее время», преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Спикеры:
Евгений Сафронов, разработчик программ дополнительного образования, методолог Garage Academy;
Ирина Донина, кандидат культурологии, заместитель директора по культурно-образовательной деятельности Российского этнографического музея;
Мария Правдина, ученый секретарь МБУК «Тотемское музейное объединение», куратор проекта «Школа музейного развития «За границами столиц», член президиума ICOM Russia;
Алексей Новоселов, директор МБУК «Тотемское музейное объединение»;
Юлия Тарабан, заведующая отделом образовательных программ и практик службы консультационно-методического взаимодействия с музеями Русского музея

День 2 «Музеи города и современные городские исследования»
7 декабря, 10:00 –18:45

10:00 – 12:00
Организационное заседание Секции городских музеев при Союзе музеев России

Секция городских музеев России была создана 12 апреля 2018 года в составе Союза музеев России. Кроме Музея Москвы в нее вошли семь музеев: Музей истории Санкт-Петербурга, Музей истории Екатеринбурга, Музей истории Ярославля, Музей истории Хабаровска, Музей Новосибирска, Музей истории города Советска и Музей Владивостока. Предметом деятельности Секции является сохранение, исследование и популяризация культурного наследия и современной жизни городов России.

Сессия посвящена организационным вопросам координации деятельности Секции городских музеев России, решению общих задач, стоящих перед всеми музеями городов, обсуждению определения «городской музей» и регламенту расширения состава Секции.

Модератор:
Анна Трапкова, генеральный директор Музея Москвы

Члены секции:
Владимир Кириллов, генеральный директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга;
Игорь Пушкарев, директор Музея истории Екатеринбурга;
Наталия Королева, заместитель директора Музея истории города Ярославля;
Валерий Герасимов, директор Музея истории города Хабаровска;
Елена Щукина, директор Музея Новосибирска;
Наталья Михнович, директор Музея истории города Советска;
Виктор Шалай, директор Государственного объединенного музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева

Участники:
Кирилл Кондратьев, директор Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль»;
Анна Гор, заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина по региональному развитию;
Наиля Аллахвердиева, руководитель Музея современного искусства «ПЕРММ»;
Борис Столяров, доктор педагогических наук, профессор, член Союза художников РФ, заведующий отделом Российский центр музейной педагогики и детского творчества Русского музея;
Артем Силкин, директор Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Остров-град Свияжск»

12:00 – 12:30
Презентация методического пособия «Москва без окраин»

«Москва без окраин» — проект, посвященный исследованию локальной идентичности городских районов, который Музей Москвы запустил в 2021 году. Изучением и репрезентацией каждого района кураторы занимаются вместе с местными жителями, экспертами и художниками. Задача проекта — представить прошлое, настоящее и будущее района через личные истории горожан. На основе опыта работы над проектом команда музея составила методическое пособие, которое поможет реализовать подобные проекты на базе других культурных институций.

Спикеры:
Алиса Савицкая, главный куратор студии «Тихая» в Нижнем Новгороде, приглашенный куратор Музея Москвы;
Мария Сакирко, антрополог, старший научный сотрудник Музея Москвы

12:45 – 14:15
Проектная сессия «Чему учат музеи горожан? Образовательная миссия городских и краеведческих проектов»

Городские и краеведческие музеи и дома культуры сегодня занимаются разработкой новых стратегий работы с сообществами и реализуют просветительские проекты, которые дают возможность взглянуть на историю и наследие городов с нового ракурса. Во время обсуждения проектов мы поговорим о том, какие подходы к современной городской культуре существуют и как проектировать образовательный опыт на базе городского музея.

Модератор:
Татьяна Сохарева, руководитель отдела научно-просветительских и образовательных программ Музея Москвы

Спикеры:
Наталья Михайлова, заведующая образовательным отделом Дарвиновского музея. «Москва. Среда обитания», Дарвиновский музей;
Антонина Белугина и Дарья Глобина, эдьюкейторки Дома культуры «ГЭС–2». «Летняя лаборатория для старшеклассников по городской антропологии Дома культуры “ГЭС-2”», Дом культуры «ГЭС-2»;
Игорь Пушкарев, генеральный директор Музея истории Екатеринбурга. Проект «Екатеринбурговедение 2.0», Музей истории Екатеринбурга;
Антон Никулин, руководитель общественной организации «Краеведческо-экологическое общество “Бутово”», основатель и президент Фонда поддержки культурных и научно-просветительских инициатив «Родное наследие». «Музей Леонида Андреева в районе Южное Бутово», Краеведческо-экологическое общество «Бутово»;
Лариса Поршунова, заведующая отделом этнографии Музея природы и человека в Ханты-Мансийске. «Money на реке Манье», Музей природы и человека в Ханты-Мансийске;
Василиса Завалишина, экскурсовод отдела Представительства Государственного музея-заповедника «Куликово Поле», и Елена Белякова, методист по музейно-образовательной деятельности отдела Представительства Государственного музея-заповедника «Куликово Поле». «Образовательный проект “Школа юного археолога” как инструмент развития городского музея», Культурный кластер «Археология» в Музейном квартале города Тулы;
Лариса Пискунова, руководитель проекта «Территория авангарда», начальник отдела Уральского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина. «Территория авангарда», Центр авангарда в Екатеринбурге14:30 – 15:00

Представление результатов исследования «Образовательные форматы музея как способ интеграции городского сообщества»

Спикер:
Дарья Томасова, научный сотрудник Лаборатории инноваций в образовании, Институт образования НИУ ВШЭ

15:30 – 17:00
Дискуссия «Образование экскурсоводов в музее и за его пределами»

Недавно принятый закон «Об основах туристической деятельности» и увеличение спроса на внутренний, локальный туризм вызвали большое количество экспертных дискуссий вокруг компетенций городского гида-экскурсовода и возможностей их применения на практике. Вместе с индустрией меняется и роль музеев в ней — участники дискуссии обсудят, как применить накопленные музеями за годы работы экскурсоводческие практики для обучения новых специалистов, какое образование может иметь гид и как повышение требований со стороны городских властей и туристов меняет профессию.

Модератор:
Наталья Катонова, ученый секретарь Музея Москвы

Спикеры:
Александра Осипова, заместитель директора по музейной деятельности Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева;
Александра Шарова, директор Школы современного экскурсовода Автономной некоммерческой организации культуры «Нескучный Нижний»;
Ирина Верховская, заместитель директора по образовательной и просветительской работе Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское»;
Ирина Шилкина, начальник Управления туризма Комитета по туризму города Москвы;
Николай Чеканов, заместитель руководителя отдела по работе с посетителями Политехнического музея

17:15 – 18:45
Проектная сессия «Экскурсии в музее и в городе как образовательные практики»

Сессия будет посвящена образовательному потенциалу экскурсий и поиску новых решений в организации экскурсионной деятельности в городе и в музее. Участники обсудят, как адаптировать информацию под формат прогулок или посещение объектов культурного наследия, в чем заключаются преимущества и недостатки экскурсий по сравнению с научно-популярными лекциями и семинарами, а также поговорят о том, как работать с разной аудиторией посетителей и туристов.

Модератор:
Андрей Клюев, руководитель Городского экскурсионного бюро Музея Москвы

Спикеры:
Лариса Поршунова, заведующая отделом этнографии Музея природы и человека в Ханты-Мансийске. «10000 шагов», Музей природы и человека в Ханты-Мансийске;
Дарья Волкова, заведующая отделом просветительской деятельности филиала Государственной Третьяковской галереи в Самаре. «Конструктивизм пешком или Не только фабрика-кухня», филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре;
София Мацур, видеограф, ивент-менеджер, создатель более 70 мероприятий для детей и подростков, и Анастасия Меликсон, лингвист-методист, педагог, вожатый. «Карельский перешеек — от Разлива до Онеги»;
Юлия Агеева, научный сотрудник Серпуховского историко-художественного музея. «Соберем искусство по кусочкам», Серпуховской историко-художественный музей;
Марина Яуре, старший научный сотрудник Государственного центрального музея современной истории России, экспозиционно-мемориальный отдел «Пресня». «Литературная Пресня от Пушкина до Тарантино», Государственный центральный музей современной истории России, экспозиционно-мемориальный отдел «Пресня»;
Марина Серегина, методист музея-заповедника «Абрамцево». «У монастыря на Хотькове», Музей-заповедник «Абрамцево» и Музей «Дом урядника»

День 3 «Образование для детей и подростков в музее и проблема инклюзии в музейном образовании»
8 декабря, 10:00–18:15

10:00 – 12:30
Проектная сессия «Увидеть важное: в поисках методов актуализации музейной темы»

Музей, долгое время считавшийся дополнением к школьному образованию, сейчас выступает полноценной образовательной площадкой с самостоятельными программами, а дошкольники и школьники начальных классов давно стали его постоянными посетителями. Участники дискуссии поразмышляют на тему актуализации детских программ в музее, обсудят методологию работы со сложным экспозиционным материалом и трудности, с которыми сталкиваются сотрудники при проектировании детских образовательных программ.

Модераторы:
Юлия Григорьева, руководитель Детского центра Музея Москвы;
Виктория Ровнова, руководитель сектора «Детский центр» Государственного центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина

Спикеры:
Лариса Березовая, заместитель директора по развитию Музея-заповедника «Бородинское поле». «Формирование образовательного центра для молодежи» Музей-заповедник «Бородинское поле»;
Варвара Алешина, заведующая отделом популяризации архитектуры Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева. «АРХИлагерь. Летний городской лагерь в Музее архитектуры», Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева;
Анна Букина, культурный организатор Детского музейного центра Пермского краеведческого музея. «Детский выставочно-просветительский проект “Про Льва, который стал писателем…”. “Игра-тест-квест” как способ актуализации творчества писателя Льва Давыдычева», Пермский краеведческий музей;
Марина Семенцова, заведующая сектором культурно-массовых мероприятий Отдела социо-культурной деятельности Пермского краеведческого музея. «Фестиваль-игра «ГОРКИ»», Пермский краеведческий музей;
Екатерина Симонова, научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея. «Музейно-образовательные занятия “Пушистые москвичи” и “Пернатые москвичи” для дошкольников», Государственный Дарвиновский музей;
Александр Афанасьев, заведующий сектором научно-просветительной работы Музея археологии Москвы. «Семейные программы выходного дня в музее или археология для больших и маленьких », Музей археологии Москвы;
Юлия Коржевина, куратор Пушкинский.Ю. «Гениальные лоси», Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина;
Ольга Савина, научный сотрудник Музея имени Андрея Рублева. «Мир русского монастыря», Музей имени Андрея Рублева и Государственный исторический музей;
Павел Огневенков, экскурсовод Красноярского краевого краеведческого музея. «Птичий двор – экскурсия – прогулка с воробьем Пашей», Красноярский краевой краеведческий музей;
Светлана Козлова, ученый секретарь Музея истории города Ярославля имени В.Г. Извекова. «Экскурсия-игра для детей по мотивам настольной игры», Музей истории города Ярославля имени В.Г. Извекова;
Александр Сотин, ведущий менеджер отдела музейной деятельности Парка «Зарядье». «Интерактивная программа “Навигацкая школа”», Музей «Старый Английский двор», Парк Зарядье.

12:45 – 14:15
Дискуссия «С уважением и предлагая дружбу: зачем подростки и музеи нужны друг другу»

В последние годы музеи все чаще обращаются к работе с подростками. В ходе дискуссии поговорим о том, какие есть формы интеграции старшеклассников в работу музея, как подростки становятся для музея больше чем просто посетители и зачем это нужно всем участникам проектов такого формата. А обсуждение опыта нескольких очень разных проектов с вовлечением подростков даст возможность сформулировать если не ответы, то вопросы, которые помогут поддерживать и развивать коммуникацию между музеем и подростковой аудиторией так, чтобы все получали удовольствие от процесса и результата.

Модератор:
Наталья Гомберг, руководитель направления «Пушкинский.Ю» Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Спикеры:
Дарья Черкасова, заведующая сектором зарубежного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, куратор проекта «Молодежная лаборатория Музея ИЗО»;
Степан Овчинников, куратор школьных программ Дома культуры «ГЭС–2» и фонда V–A–C;
Юлия Апанасенко, кураторка детских и семейных программ Дома культуры «ГЭС–2» и фонда V–A–C;
Наталья Мачихина, методист по музейно-образовательной деятельности музея-заповедника «Царицыно», куратор музейных проектов для подростков, автор телеграм-канала «Подростки и культура»;
Гаяне Мусаелян, руководитель отдела образовательных и культурно-массовых программ в Музее-заповеднике «Абрамцево»

15:00 – 16:30
Дискуссия «Инклюзия это… разовые события или постоянные программы с сообществами?»

Инклюзивные программы сегодня стали частью музейной действительности. Они позволяют делать пространство музеев открытым и доступным для людей с различными особенностями. Но какой путь выбрать — оставаться в форматах разовой работы с большим количеством посетителей или проводить регулярные мероприятия с небольшим количеством участников. Что способствует большему сплочению вокруг музея сообществ и увеличивается ли устойчивость самих программ, если появляются постоянные поддерживающие форматы внутри? Вместе с участниками дискуссии мы обсудим разный опыт реализации инклюзивных программ и поговорим о перспективах развития инклюзии в музеях.

Спикеры:
Люда Лучкова, руководитель отдела просветительских и инклюзивных проектов в Музее «Гараж»;
Полина Жураковская, старший научный сотрудник Музея Москвы, куратор Музея Москвы;
Владислав Колесников, слабослышащий, сурдопедагог-дефектолог, куратор программ для сообщества глухих и доступности для глухих и слабослышащих «ГЭС-2»;
Екатерина Шуваева, директор АНО «Колесо обозрения»;
Дарья Муратова, начальник отдела просветительских и инклюзивных программ Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль»

16:45 – 18:15
Проектная сессия «Инклюзивные практики в музеях. Есть ли надежда?»

С каждым годом увеличивается количество инклюзивных инициатив, практик и программ в музеях и учреждениях культуры. В рамках сессии сотрудники музеев представят свои инклюзивные проекты и поделятся практическим опытом и знаниями, где искать финансирование, к кому обратиться за методической поддержкой и экспертизой, а также как определить целевую аудиторию образовательного проекта.

Модератор:
Ольга Самсонова, независимый эксперт, специалист по инклюзии в сфере культуры.

Спикеры:
Мария Виноходова, старший научный сотрудник Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея. «Археологическая лаборатория для слабовидящих и незрячих детей “Жила-была царица…”», Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей;
Татьяна Кубасова, заместитель директора по научно-исследовательской работе Государственного Дарвиновского музея. «Увидеть лес», Государственный Дарвиновский музей;
Наташа Нестерова, менеджер по работе с глухими и слабослышащими посетителями Политехнического музея. «Университет детей: адаптация проекта для глухих и слабослышащих подростков», Политехнический музей;
Полина Фищенко, менеджер образовательного отдела филиала Третьяковской галереи в Самаре. «Программа подготовки глухих экскурсоводов самарского филиала ГТГ “Покажи Самару”», филиал Третьяковской галереи в Самаре;
Наталья Федоренко, начальник экспозиционно-выставочного отдела Дома-музея Цветаевой. «Дом, в который не стучатся…». Комплексная культурно-образовательная программа для глухих и слабослышащих посетителей», Дом-музей Цветаевой;
Ольга Сорокина, директор центра музейной педагогики Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. «Творческая лаборатория “А вдруг я — художник!” для детей с расстройствами аутистического спектра», Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник;
Александра Солодовникова, специалист отдела архивных фондов и книжных коллекций. «Прикоснись к театру», Музей МХАТ

 

Связанные изображения:

Добавить комментарий

Follow by Email
VK
WhatsApp