Интервью с директором Государственного академического театра классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва, Иваном Василёвым

0

— Иван Владимирович, ваши родители, Наталия Касаткина и Владимир Василёв, были прославленными хореографами: они действительно создали целую эпоху в балете, у них есть свой неповторимый хореографический стиль. Скажите, на Ваш взгляд, что сейчас происходит в классической хореографии?

Судьба хореографии в России сейчас не очень завидна. Хореограф масштабных балетов – это очень редкая специальность не только в России, но и во всем мире. И я бы сказал, что она деградирует. Я внимательно слежу за тем, что происходит в балете: на сегодняшний момент вместо художественных руководителей в театры приходят директора, которые во многом тянут одеяло на себя и не хотят, чтобы рядом с ними оказывались личности, которые могут быть сильнее их. В результате качество спектаклей, хореографии и драматургии ухудшается. Хотя качество исполнения и мастерство артистов растут на глазах.
Я считаю, что наша миссия на сегодняшний день — внедрять в жизнь ту методологию создания симфонических балетов, которую разрабатывали всю свою жизнь Наталия Дмитриевна и Владимир Юдич. Надо искать новых хореографов, обучать их этой технологии и создавать новые спектакли, которые, так же, как и спектакли Касаткиной и Василёва, не будут сходить со сцены десятилетиями.

— Скажите, верно ли, что балет – это очень хрупкое искусство? И если его не будут исполнять в течение года, балет может умереть и больше никогда не возродиться?

Конечно, даже видеофиксация не может полностью отразить то, как исполняется движение. Это могут передавать только мастера из рук в руки. Балет продолжит свою жизнь только внутри театра и при условии сохранения театральных традиций и мастеров. 
Наталии Дмитриевне и Владимиру Юдич посчастливилось приобщиться к мастерству выдающихся танцовщиков Императорских театров, которые им лично объясняли и показывали, что такое школа представления. Сейчас этого никто не знает, но у нас в театре эти приемы еще пока живы.

— Скажите, какие мероприятия планируются в честь Наталии Дмитриевны и Владимира Юдича?

Конечно, балет! 22 июля на Исторической сцене Большого театра пройдет вечер памяти Наталии Касаткиной, который мы назвали «Три балетных шедевра»: будут показаны три одноактных балета, которые очень отличаются друг от друга и показывают разносторонний талант Касаткиной и Василева: зрители смогут оценить их хореографическое дарование в полной мере.
Это «Чудесный мандарин» Бела Бартока, «Весна священная» Игоря Стравинского и «Петербургские сумерки» на музыку 5-й симфонии Петра Чайковского.
Конечно, мы посвятили юбилею Наталии Дмитриевны нашу премьеру: балет «Пушкин. Сны после жизни» о трагических метаниях великого поэта между музой, любовью и бытием. Премьера состоится 25 июля на Новой сцене Большого театра.
А сейчас я раскрою секрет: мы получили достаточно неожиданное и очень приятное предложение от художественного руководителя Государственного Кремлевского Дворца Петра Михайловича Шаболтая провести в марте 2025 года вечер Наталии Касаткиной и Владимира Василёва, это будет масштабное событие с телевизионной трансляцией на всю Россию. Помимо фрагментов наших балетов, будут выступления артистов всех ведущих театров, не только балетных, а самых разных музыкальных жанров. Это будет грандиозное событие, и мы уже сейчас начинаем к нему готовиться.

— Какое главное высказывание Государственного театра классического балета? Какие ценности вы стараетесь поддерживать?

Главное высказывание такое: друзья, мир намного интереснее и богаче, чем он нам кажется в повседневной жизни. Для меня существуют три непостижимых вещи. Одна из них — математика, которая с помощью цифр сообщаем о чем-то совершенно невообразимом. Вторая – музыка, которая тоже неизвестным способом говорит о целых мирах. И танец, особенно когда он соединяется с музыкой. От простых движений человек воспаряет к чему-то высшему. Мне кажется, что сейчас людям это необходимо, потому что мы погрязли в рутине и решении бытовых проблем. Я считаю, что это наша миссия.

— С чего Вы бы посоветовали начать знакомство с балетом тем, кто еще не познал это искусство?

Начать знакомство можно начать с любым из перечисленных выше балетов Наталии Дмитриевны и Владимира Юдича. Они все очень крепкие драматургически, с понятным сюжетом, трогают за душу. Но они скорее более взрослые. Из детских — у нас есть «Золушка», «Щелкунчик», «Спящая красавица».
Но самый мой любимый балет для детей — «Маугли». Музыку к нему написал английский композитор Алекс Прайер, которому на тот момент было всего 14 лет. Мы показали премьеру на сцене Государственного Кремлевского Дворца. Каждый раз, когда я смотрю этот балет, он берет за душу! Поэтому ребята, приходите на «Маугли». И взрослые тоже не пожалеют.

Связанные изображения:

Добавить комментарий

Follow by Email
VK
WhatsApp