Абиссинские песни. РОЖДЕСТВО

0

28 декабря к Новому году и Рождеству Христову в Белокаменном подклете музея «Старый Английский двор» парка «Зарядье» открылась выставка «Абиссинские песни. Рождество», посвященная одной из самых древних христианских конфессий и эфиопскому христианскому искусству.

Парк «Зарядье» совместно с Музеем русской иконы им. М.Ю.Абрамова открывает 17-ю главу проекта #ПОДКЛЕТ.

Экспозиция стала результатом исследования кураторской группы на тему самого светлого праздника – Рождества Христова в его колоритной африканской интерпретации через эфиопскую религиозную традицию. Идея состоит в раскрытии самобытной культуры Абиссинии, имеющей многовековую историю с её красками, легендами, музыкой, мистикой, бытом и даже запахами.

Период проведения: 28 декабря 2023 г. – 4 февраля 2024 г.
Организаторы: парк «Зарядье», Музей русской иконы им. М.Ю.Абрамова

Выставка «Абиссинские песни. Рождество» посвящена традиции празднования Рождества Христова в Эфиопии – одной из древнейших стран, принявших христианство как основную религию. Главными предметами экспозиции стали: двухчастная икона-складень с сюжетом Рождества и бегства в Египет, выносные металлические кресты на древках, которые используются во время праздничных процессий и резные деревянные кресты из фондов Музея русской иконы им. М.Ю.Абрамова.
На трех створках деревянного складня, выполненного на некрашеном дереве, разворачивается сюжет Рождества. Богоматерь обеими руками держит младенца, который лежит в яслях. Справа от нее – ангел, вол и осел, а на створках – волхвы с дарами. В эфиопской традиции не сформировался жесткий иконографический канон «Рождества», однако в целом в сцене присутствуют все элементы, характерные для религиозного искусства, что делает ее вполне узнаваемой.
Для экспонирования выбраны кресты, и это не случайно. В христианской Эфиопии нет более почитаемого религиозного символа, чем крест. Верующие считают его и самым выразительным христианским атрибутом, и могущественным апотропеем (защитным символом). В религиозной жизни крест присутствует повсеместно – за алтарем во время богослужений, в религиозных процессиях, в руках священников, благословляющих паству. Практически все христиане носят кресты-подвески. Такая популярность символа всегда вдохновляла мастеров на создание посвященных ему предметов декоративно-прикладного искусства, выполненных в различной технике, из различных материалов и в огромном многообразии форм.


Эфиопские кресты можно разделить на четыре основные категории – процессуальные, ручные, кресты-посохи и нательные подвески. Крупные процессуальные кресты, обычно богато украшенные, отливаются из металла и надеваются на деревянный посох. Кресты-посохи, отливаемые, как правило, из единого куска железа, связаны с традицией странствующих монахов, хотя могут использоваться и во время богослужений. Процессуальные кресты традиционно играют важную роль в эфиопских религиозных ритуалах. Во время церемоний священники проносят их на длинных шестах. Поскольку такие кресты символизируют фигуру распятого Христа, их «наряжают» в пышно украшенные ткани.
Ручные кресты с короткой рукояткой имеются у всех священников Эфиопии. Они используются в богослужениях, а также развешиваются возле окон как апотропеи. Во время церемоний священники дотрагиваются ручным крестом до молящихся, испрашивающих благословение, и предлагают крест для поцелуя.
Самое большое разнообразие форм и декоративных мотивов можно увидеть в нательных крестах, которые носят все без исключения эфиопские христиане.

Часть экспозиции посвящена кофе. Еще в XVIII веке более половины территории Эфиопии занимали тропические леса, сейчас они почти полностью уничтожены. Их место заняли поля, где выращивают сельскохозяйственные культуры. Биолог Николай Вавилов рассматривал Эфиопию как отдельный географический центр, откуда берет начало происхождение около 4% культурных растений земного шара. Здесь родились такие культуры как нуг, бамия, ямс, кунжут, просо, арбуз, лук шалот и многие другие. Но самый знаменитый продукт, родиной которого многие ученые считают Эфиопию – это кофе. Именно с Эфиопского нагорья начинается триумфальное шествие кофе по планете. Отсюда кофейные зерна проникают на юг Аравии, а затем распространяется по Ближнему Востоку и Европе. В экспозиции будут представлены традиционные предметы, используемые в кофейной церемонии, которая носит название «буна», например, джебена – керамический сосуд со сферическим основанием и узким горлышком. Кофе можно назвать национальным напитком Эфиопии. Его пьют везде и в больших количествах. Здешний кофе подаётся в самых разных видах: это и сладкий густой напиток больше похожий на сироп, и пикантный крепкий кофе с добавлением приправ. Местные жители часто пьют соленый кофе или смешанный с маслом и травой под названием руту. Кофейная церемония в Эфиопии символизирует гостеприимство. Приглашение посетить её является знаком дружбы и уважения, поскольку кофе обычно готовит сам хозяин дома. Во время церемонии на полу разбрасывают местные травы, и зажигают ладан.

На выставке гости смогут увидеть настоящий сокотрийский ладан и почувствовать его запах. Именно ладан был первым подарком Иисусу от людей. Ладан – синоним благоухания, один из древнейших фимиамов, смола редкого дерева (лат. Boswellia), произрастающего на юге Аравии, немного в Восточной Африке и Индии.

Также на выставке будут представлены предметы эфиопского быта: плетеная посуда, кожаный сосуд для молока и кожаная чаша для инджеры – традиционного блюда эфиопской кухни – рыхлых лепешек, которые готовятся из кислой муки африканского злака теф.

В мультимедийной части – интервью ученых, которые исследуют Эфиопию не только по источникам, но и выезжают в экспедиции по стране. Валерия Куватова – научный сотрудник Института востоковедения РАН, участник российских экспедиций в Египте и Эфиопии расскажет о развитии христианского искусства в Эфиопии, появлении темы Рождества Христова в искусстве., об отношении к вере в Эфиопии и понимании праздника, а также об эфиопских традициях встречи Рождества и о праздничном богослужении.
Мария Булах – кандидат филологических наук, доцент Института классического Востока и античности Высшей школы экономики поведает о древнем языке геэз: когда он появился, какова система языка, как его использовали и почему именно геэз стал языком литургии (богослужений); о священных книгах, написанных на геэзе и о магических свитках.
Илья Вевюрко – кандидат философских наук, религиовед, переводчик с древних языков, историк философии, преподаватель МГУ им. М.В.Ломоносова и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в интервью с Андреем Ивановым, одним из сокураторов выставки, поделится историей возникновения христианства в Эфиопии.
А также гости смогут услышать церковный гимн на аутентичном языке геэз, прочитанный Ангессой Дуга Чала – кандидатом философских наук, преподавателем Института классического Востока и античности Высшей школы экономики, членом исполнительного комитета Союза Африканских Дипломатов в России, сопредседателем диаспоры Эфиопии в России.

На мультимедийных экранах также размещена информация о географии, этнографии и истории Абиссинии, о связи Эфиопии с Россией, в том числе об экспедициях Николая Гумилева и Николая Ивановича Вавилова, казачьих походах под предводительством атамана Николая Ашинова, о гуманитарной миссии под эгидой Российского общества Красного креста и о развитии двусторонних отношений между нашими странами на протяжении долгого времени. Также можно узнать об эфиопских традициях празднования Рождества Христова и об эфиопских легендах.

Оформление выставки, созданное сокуратором и художником Никитой Лукинским, навеяно эфиопской природой, драпировками, которые используются для украшения храмов и абиссинскими орнаментами. В качестве музыкального сопровождения экспозиции использованы эфиопские гимны, растворенные в современной музыке, написанной Катей Йондер.

Стоимость билета: 350 руб.
Адрес: г. Москва, ул. Варварка, д. 4а, музей «Старый Английский двор»
7 января 2024 г. бесплатно, по регистрации

___________________________________
СПРАВКА
Проект «Подклет» (Старый Английский двор)
Сегодня под белокаменными сводами Старого Английского двора создан мультимедийный мономузей #ПОДКЛЕТ. Его экспозиции строятся вокруг одного знакового предмета, исторического артефакта-диковины, окруженного ореолом фактов и вымыслов. Белокаменный Подклет, стены, которого помнят события XVI века, сегодня стал современной кунсткамерой, раскрывающей истории людей и событий разных эпох.
#ПОДКЛЕТ – строгая наука и мифотворчество, исторические источники и художественные произведения, архивные материалы и искусственный интеллект.
#ПОДКЛЕТ – ситуативное личностное неформальное исследование исторического явления, его фактологии и следа в массовом сознании. Такой подход, по аналогии с гонзо-журналистикой, можно назвать «гонзо-историзмом».
#ПОДКЛЕТ – интеллектуальный аттракцион, кабинет редкостей, помещенных в мультимедийное поле.
Первая выставка открылась в сентябре 2021 года и посвящена была личности Ивана IV Грозного и эксперименту с цифровой реконструкцией внешности первого русского царя. За этот период коллекция #ПОДКЛЕТА пополнилась работами Романа Тыртова (Эрте), историей о спасении традиционного шотландского твида русской графиней, картинами Нади Ходасевич-Леже и Тамары де Лемпицкой, книгой, изданной Петром I, сенсацией 2021 года – спилом дуба из основания Рюрикова городищам, фрагментами фресок домонгольского периода из Храма Спаса на Нередице и берестяными грамотами из Новгородского объединенного музея заповедника, театральными костюмами Надежды Ламановой, скульптурами Евгения Вучетича, защитным костюмом Валентины Терешковой, посмертной маской Владимира Маяковского и его прижизненными изданиями, архитектурными архивами Зарядья – проектами, так и не воплотившимися на территории современного парка, и даже Алисой Льюиса Кэрролла, нарисованной искусственным интеллектом.

Связанные изображения:

Добавить комментарий

Follow by Email
VK
WhatsApp