Неизвестный Щукин. Не только новое искусство

Выставка "Неизвестный Щукин. Не только новое искусство" в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Выставка «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» предоставляет уникальную возможность взглянуть на мир коллекционера с новой стороны. Здесь каждый экспонат становится окном в эпохи и культуры, оставляя в памяти зрителя живые образы Древнего Египта, таинственные артефакты Востока и изысканные произведения европейского барокко. Сквозь призму увлечений братьев Щукиных — от страсти Дмитрия к старым мастерам до неуемного любопытства Петра относительно восточных культур — прослеживается широкая палитра интересов, которые в конечном итоге составляли уникальное собрание их старшего брата Сергея Ивановича.

Однако не менее значимыми фигурами остаются и другие представители семьи. Иван Сергеевич, сын Сергея Ивановича, вносит свежие штрихи в портрет семейного наследия, демонстрируя любознательность и научный подход к собранию. Таким образом, выставка не просто восстанавливает утерянные акценты прошлого, но и создает новый контекст для осмысления того, что значит быть коллекционером в постоянно меняющемся мире искусства.

На стенах зала аккуратно размещены картины и скульптуры, каждая из которых словно рассказывает свою историю. Образцы французского импрессионизма гармонично соседствуют с проникновенными работами русских художников, создавая уникальный диалог между культурами. Пространство особняка в Большом Знаменском переулке, как живой организм, дышит искусством, отражая настроение времени и предпочтения своих владельцев.

Сквозь призму архивных документов зрители смогут проследить путь коллекции Щукина, познакомившись с более интимными моментами, связанными с приобретением каждого произведения. Интересные заметки и письма, сохранившие дух того времени, обостряют восприятие, заставляя задуматься о том, как искусство может быть близким и личным, а также о том, как культура и общество формировали вкусы коллекционеров.

Таким образом, первый зал не только вводит в атмосферу личного пространства Сергея Ивановича, но и раскрывает более широкую картину художественного движения, подчеркнув уникальность его подхода к выбору и собирательству художественных произведений.

Второй зал посвящен собранию памятников Древнего Египта; оно было впервые атрибутировано в составе коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. Интерес Сергея Щукина к древнеегипетской культуре мог зародиться еще в конце XIX века, о чем свидетельствуют книги и гравюры из его библиотеки. Понимание древних памятников способствовало вниманию к работам Гогена и Пикассо, которые воспринимаются как рифма египетским древностям. Важной главой в жизни Сергея Ивановича стала поездка на Синай в 1907 году после трагических событий в семье. В экспозиции будут представлены документы об этом путешествии, а также подлинный, полностью расшифрованный так называемый синайский дневник Щукина. Это редкий случай, когда личные записи коллекционера дошли до наших дней и стали доступны широкой аудитории.

Третий зал выставки отдан искусству Востока. Среди экспонатов — древняя китайская скульптура «Манджушри Симханада (Вэньшу)» XII века, тайское изваяние Будды, оружие из Японии, Ирана, Северной Африки. Китайская и корейская живопись на шелке у Сергея Щукина была помещена рядом с работами Сезанна и Дерена. На выставке будут воссозданы эти пары. Впервые была подробно атрибутирована коллекция из Государственного музея Востока.

Следующие залы посвящены предметам декоративного искусства в доме Щукина, в числе которых две пары ваз Императорского фарфорового завода из собрания Музея-заповедника «Останкино и Кусково». Эти изысканные изделия, выполненные мастерами фарфора, не только впечатляют своим элегантным дизайном, но и рассказывают историю времени, когда искусство и ремесло пересекались в каждом штрихе. Внимание к деталям и культовый статус материалов делает эти вазы настоящими произведениями искусства.

Также будут показаны детально реконструированные фрагменты наиболее знаменитого ансамбля особняка — Розовой гостиной, — созданного в 1911 году Щукиным и Матиссом. Эта комната, наполненная светом и цветом, олицетворяет дух начала XX века, когда смелые эксперименты с формами и оттенками находили отражение в интерьере. Образы и решения, предложенные Матиссом, превращают пространство в живую картину, где каждая деталь гармонично дополняет общую концепцию. Посетители смогут погрузиться в атмосферу искусства, наслаждаясь синергией, созданной выдающимися мастерами, и прикоснуться к наследию уникального культурного феномена.

К выставке будут подготовлены фундаментальные издания на русском и английском языках со статьями отечественных и зарубежных исследователей, включая выдержки из египетского дневника Сергея Ивановича Щукина, а также компактный путеводитель. Эти издания не только представят инновационные подходы к изучению искусства, но и углубят понимание культурного обмена между Западом и Востоком. Каждое исследование, вошедшее в сборник, освещает ключевые моменты взаимодействия между различными художественными традициями, привнося в выставку многообразие взглядов и интерпретаций.

Куратор: Алексей Петухов, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела нового западного искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина

Фотограф Дмитрий Коробейников

Связанные изображения:

Добавить комментарий

Follow by Email
VK
WhatsApp