НеМаленькие трагедии в Библиотеке Пушкина

В библиотеке-читальне им. Пушкина состоялась премьера спектакля-бродилки в жанре иммерсивный ванитас «Немаленькие трагедии Пушкина» по драматургическому циклу поэта «Маленькие Трагедии». В премьерной постановке актеры и зрители совершают путешествие в таинственный мир «Маленьких трагедий» Пушкина, побывав в 9 различных пространствах старинной усадьбы. В авторском названии спектакля заложен некий сарказм и самоирония, потому что трагедии эти вовсе не маленькие.

О жанре:
            Ванитас родился как стиль живописи. Это жанр-загадка, полный тайных смыслов и аллегорий. Ванитас предполагает игру воображения художника и зрителя, иногда это картина-обманка, иллюзия, изображение, меняющееся в зависимости от угла зрения. Все предметы и слова здесь имеют символическое значение. В переводе слово «ванитас» — суета. А символ этой суеты — человеческий череп. В ванитасе он имеет двоякое значение: как конец земного пути и как надежда на искупление и бессмертие. Актеры и зрители в иммерсивном ванитасе совершат путешествие в таинственный мир «Маленьких трагедий» Пушкина, побывав в 9  различных пространствах старинной усадьбы. Гости постараются услышать и разгадать призыв прекрасного, обращенный к тонущему в бедах человечеству.

 О Пушкине:
          Основные темы жанра ванитас удивительно совпадают со смыслами драматургического цикла Александра Сергеевича Пушкина «Маленькие трагедии». Чума не только бушует снаружи, каждый из героев носит в себе собственный вирус, разрушающий его жизнь. Страсть к золоту, к распутству, забвение в вине, зависть, гнев. Но есть и попытка образумить «жестокий век, жестокие сердца», призыв бороться с охватившей мир и душу каждого героя чумой. Не случайно главная тема спектакля именно «Пир во время чумы». Дмитрий Лихачев как-то сказал, что «Пушкин — это лучшее, что есть в каждом из людей». Гений Пушкина — противоядие от смертельной суеты, уничтожающей человечество.

 О музыке:
          Произведения, созданные гением Пушкина и Моцарта, и есть доказательство бессмертия. «Реквием» Моцарта звучит в спектакле не как погребальный плач, он звучит как могучий гимн жизни, победившей смерть. Как надежда на спасение от смерти, как обещание вечной жизни — свободной и полной смысла.

 О «НеМаленьких трагедиях»:
          Режиссер, актер и художественный руководитель Театра Ярослав Шевалдов:
 «Пушкин демиург своей вселенной. Как творец он создает её героев из самого себя, по образу и подобию. Поскольку Пушкин человек, то состоит из хорошего и плохого. Поскольку Пушкин гений — он находится в перекрестье духовности и телесности, в средоточии борьбы добра и зла, их глобальное столкновение происходит в одном человеке и во всем мире. В «Маленьких трагедиях» Пушкин бесстрашно задает вопросы мирозданию — совместимы ли в человеке гений и злодейство, Фауст и Мефистофель? В авторском названии спектакля нам видится некий сарказм, самоирония, потому что трагедии эти вовсе не маленькие. Мы следуем за Пушкиным по лабиринтам Библиотеки-читальни его имени, словно находясь внутри Александра Сергеевича и стараясь не потерять из виду крылатку. Идем за ним от его мятежной юности к последнему пиру, на котором решится судьба Пушкина и его героев».

 О локации:
           Спектакль играется в одной из красивейших библиотек Москвы: библиотеке-читальне им. А.С. Пушкина. Основана в 1899 году в честь столетия со дня рождения Александра Пушкина . С 1912 года библиотека располагается в бывшей усадьбе купцов Мухиных ― здание является памятником архитектуры XVIII—XIX веков. В интерьерах особняка сохранились украшенные искусственным мрамором залы, старинные камины, лепнина и чугунные лестницы. Фонд библиотеки насчитывает более 170 тысяч книг, включая редкие прижизненные издания произведений Пушкина и новинки литературы разных жанров. Первой попечительницей библиотеки стала старшая дочь поэта Мария Александровна Гартунг. Именно под ее руководством начал формироваться книжный фонд. Пушкинистика занимает целый читальный зал. Здесь собраны книги, посвященные биографии и творчеству поэта, собственные тексты Пушкина, а также самое полное на сегодняшний день академическое собрание сочинений, изданное в 1930–1950-е годы.

Обзор и фото Константин Поляков https://vk.com/polkotoff

 

Связанные изображения:

Добавить комментарий

Follow by Email
VK
WhatsApp