В Музее современной истории России открывается выставка «Фарфор и время»
Уникальные изделия из фарфора — посуду, скульптуру, шахматы, предметы декора, агитационный фарфор — представляет совместный выставочный проект Музея современной истории России и Императорского фарфорового завода. Он приурочен к 100-летию Музея современной истории России и 280-летию Императорского фарфорового завода. В экспозицию вошло около 150 произведений, созданных в XX — начале XXI века, в том числе работы знаменитых авангардистов Казимира Малевича, Николая Суетина, Сергея Чехонина.
Открывать выставку будут генеральный директор Музея современной истории России Ирина Яковлевна Великанова, генеральный директор Императорского Фарфорового завода Татьяна Александровна Тылевич, представитель ПАО «Транснефть». Ожидается присутствие министра культуры РФ Ольги Борисовны Любимовой.
Ведущее место на выставке занимает агитационный и супрематический фарфор. Аналогов этого направления нет ни в одной стране мира. Советская власть пыталась донести свои лозунги до людей всеми возможными способами, в том числе и через фарфоровые изделия. На выполнение этой задачи были брошены самые талантливые современные художники. В результате советский агитационный фарфор превратился в своеобразный плакат, став новым видом искусства и завоевавшим популярность во всем мире.
В агитационном фарфоре появляются совершенно новые формы, образы, композиции, сюжеты, цветовые сочетания, отражающие динамику времени. Об этом свидетельствуют работы выдающихся художников — Казимира Малевича, Сергея Чехонина, Николая Суетина, ученицы Малевича Анны Лепорской. На выставке представлены супрематические чашки и чайники, футуристические тарелки с яркими революционными лозунгами, фигурки красноармейцев и буржуев, крестьян и рабочих, фарфоровые шахматы «Красные и белые» скульптора-керамиста Натальи Данько.
Революционную романтику постепенно сменила неоклассика, или «сталинский ампир», — с ясными сюжетами и спокойными строгими линиями. Этот период представлен вазами с портретами политиков и сценами мирной трудовой жизни, скульптурами счастливых пионеров, милиционеров, пограничников. В это время работали художники Галина Столбова, Владимир Богатырёв, Людмила Протопопова, многие другие.
В творчестве фарфористов нашли отражение важные исторические события и явления: Великая Отечественная война, индустриализация, покорение космоса, спорт, технические достижения новейшего времени. Так, о войне нам рассказывают вазы, тарелки, скульптуры, изображающие военачальников, летчиков, танкистов, партизан; счастливые моменты Победы.
Кстати, именно тогда появился знаменитый геометрический узор «кобальтовая сетка», ставший визитной карточкой Императорского фарфорового завода. Придумала его художница Анна Яцкевич в 1944 году, когда фарфоровому заводу исполнилось 200 лет.
Существуют две основных версии появления этого узора. Согласно первой версии художница взяла за основу узор, украшавший сервиз, созданный основоположником производства фарфора в России Дмитрием Виноградовым для императрицы Елизаветы Петровны. Орнамент «трельяжная сетка» повторял переплетения тонкой садовой решётки для вьющихся растений. По второй версии Анна Яцкевич обратила внимание, что заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов и белые лучи прожекторов, скрещивающиеся в небе, образуют специфический узор, который и перенесла в свое творчество.
Посетители выставки смогут увидеть фарфоровые изделия, на которых в эффектный орнамент превращаются подъемные краны и трактора, самолеты, ракеты и спутники, фигуры лыжников и конькобежцев, а яркие цвета и графичность рисунков символизируют активное движение прогресса.
В экспозиции представлены и совсем недавние произведения, в которых отражается стремление современных мастеров к поиску новых форм и сюжетов. В дар Музею современной истории России при содействии компании «Транснефть» будет передан уникальный сервиз «Нефть», изготовленный в 2024 г. и состоящий из 7 предметов (чашки с блюдцами, тарелки, кофейник и сахарница).
Отдельный раздел посвящен процессу создания фарфоровых изделий. Он знакомит с основными этапами производства — например, «кобальтовой сетки»; показывает, как выглядит фарфоровая масса, инструменты, заготовки, эскизы.
Генеральный директор Музея современной истории России Ирина Великанова отмечает: «Совместный выставочный проект «Фарфор и время», созданный Музеем современной истории России и Императорским фарфоровым заводом, — одно из ключевых мероприятий, подготовленных в рамках празднования 100-летия музея. Основой для ретроспективной выставки послужили предметы из коллекции советского агитационного и тематического фарфора нашего музея, которая начала формироваться с первых дней его создания и насчитывает уже более четырёх тысяч единиц хранения. В музейном собрании подлинные художественные шедевры одновременно являются историческими документами. Созданные в начале ХХ века образы и формы на долгие годы определили развитие отечественного фарфора и стали мировым достоянием. Выставка «Фарфор и время» — это не только рассказ о художниках, но и дань уважения всем мастерам Императорского фарфорового завода, создающим художественную панораму нашего времени. 2024 год является юбилейным не только для Музея современной истории России, но и для Императорского фарфорового завода, которому исполняется 280 лет. Также для нас очень важно, что уникальную выставку, на которой представлены подлинные экспонаты, смогут увидеть жители Дальнего Востока. Это будет способствовать развитию общего культурного пространства нашей страны».
Выставка будет работать для посетителей с 29 мая по 18 августа 2024 года
Музей современной истории России (Тверская, 21)