Башня-колонна на ВДНХ у павильона «Рыболовство» оказалось работой Эль Лисицкого

Ученые установили авторство декоративной колонны-башни, установленной на территории ВДНХ в 1939 году и сохранившейся до наших дней рядом с павильоном «Рыболовство». Оказалось, это работа художника и архитектора Эль Лисицкого. Он был одним из выдающихся представителей авангарда. Установить авторство удалось старшему научному сотруднику Государственной Третьяковской галереи Татьяне Горячевой и историку Александру Зиновьеву.
В 1939 году, согласно проекту Лисицкого, установка представляла собой ажурную башню, составленную из ячеек вертикально поставленных рыболовных садков. Наверху конструкции были шар-скафандр и силуэты двух металлических рыб, «плывущих» в противоположные стороны. При послевоенной реконструкции Выставки в 1951-1954 годах навершие изменилось: вместо двух карпов был установлен силуэт осетра. Возможно, в этой переделке использовался другой эскиз силуэта рыбы Лисицкого. Теперь навершие утрачено, осталась лишь металлическая конструкция башни.
Значение этого открытия трудно переоценить как для изучения творческого наследия Лисицкого, так и для истории ВСХВ — крупнейшего комплекса архитектуры, скульптуры и монументальной живописи 1930−1950-х годов. До сих пор был известен только один осуществленный архитектурный проект Лисицкого — здание типографии журнала «Огонек», построенное в 1932 году в 1-м Самотечном переулке. Теперь мы знаем о еще одной постройке, и она нуждается в бережном сохранении и, возможно, реконструкции первоначального замысла. Вместе с тем это и возвращение имени безымянному объекту, артефакту ВСХВ — ВДНХ, причем имени одного из крупнейших мастеров русского искусства», — рассказывает кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Татьяна Горячева.

Фотограф Элла Морозова
Инстаграм @ellamorozova

Связанные изображения:

Добавить комментарий

Follow by Email
VK
WhatsApp