Спектакль-концерт «Шалом 48-23» в постановке худрука театра Олега Липовецкого откроет юбилейный сезон театра
В основе спектакля — интервью с артистами нового «Шалома», из которых родилась пьеса о прошлом, настоящем и будущем еврейского театра. Премьерные показы состоятся 20 и 21 сентября.
Этот сезон для театра юбилейный 90-й: свою историю современный «Шалом» отсчитывает с 1921 года, когда состоялась первая премьера Государственного еврейского театра (ГОСЕТ) Алексея Грановского и Соломона Михоэлса – спектакль «Вечер Шолом-Алейхема». В 1949 году театр закрыли, в 1960-е он возродился как Московский еврейский драматический ансамбль (МЕДА), а в 1988-м на его основе возник «Шалом». В 2021 году у театра появился новый художественный руководитель — Олег Липовецкий – и начался его современный этап жизни.
«Мне кажется очень важным восстановить историческую справедливость и рассказать, что история театра «Шалом« началась не в конце 1980-х, а в 1918 году. Мы несём те же принципы и ценности, которые нес государственный еврейский театр в 1920-1940-е годы. Это толерантность, антинасилие, антифашизм и способность человека оставаться человеком в любых условиях. Те же ценности, которые продвигал Соломон Михоэлс и которые всегда проповедовала еврейская культура. В нашем новом спектакле есть исторические сцены, в которых мы рассказываем историю преемственности», — говорит Олег Липовецкий.
Единая история театра, сложная и трагическая, стала одной из тем интервью, которые с артистами труппы проводили Олег Липовецкий и драматург Лара Бессмертная.. Эти разговоры и стали основой пьесы и спектакля. В название «Шалом 48-23» вынесены две важных даты. В 1948-м был убит Соломон Михоэлс, в этом же году родился Геннадий Абрамов, старейший артист театра, чью историю зрители также услышат в спектакле. Из 2023 года авторы спектакля и вместе с ними зрители оглядываются назад и пытаются понять, как и почему мы все оказались именно в этой точке времени и пространства.
«Для меня самым важным в этой работе стало то, как из множества голосов людей, которых судьба рано или поздно привела в еврейский театр, складывается портрет целой эпохи. Сегодня мне кажется, что это абсолютно вневременная история о жажде творчества, о преодолении и надежде, и бесконечной силе близких по духу людей», — рассказывает Лара Бессмертная.
Но этот спектакль не только документ эпохи, история театра. «Шалом 48-23» – это сборник личных сюжетов, в которых много юмора, много трогательных моментов, как в хороших советских фильмах вроде «Иронии судьбы». И несмотря на всю кинематографичность, он основан на реальных событиях, и в этих жизненных ситуациях зрители легко узнают себя.
Жанр неслучайно определён как спектакль-концерт: в постановке будет много музыки и песен, в том числе из спектаклей еврейского театра в разные периоды его истории. Они прозвучат в исполнении артистов театра и профессиональных музыкантов под руководством Леры Коган.
Визуальный ряд спектакля – работа команды видеохудожника Ильи Старилова, в которую вошли фото- и видеоматериалы из фондов Российского государственного Архива кинофотодокументов, Бахрушинского музея, Российского государственного архива социально-политической истории, а также личных архивов артистов.
«Мы три месяца сидели и просто разговаривали на важные для нас темы. Я задавал вопросы, на которые мы все вместе пытались ответить. Мы узнали истории жизней друг друга, увидели другое мировоззрение тех, кто с нами рядом. Мы обнаружили конфликты, которые есть между нами: и человеческие, и конфликты поколений. Мы смогли вместе всё это проработать. Мне кажется, что мы уже в выигрыше, ещё до создания спектакля. То, что с нами случилось за эти три месяца — человеческое чудо», — подчеркнул Олег Липовецкий.
Сайт театра: https://shalom-theatre.ru/