В «Зарядье» открылась выставка «Владимир Маяковский: «‎Я — рекламист‎»» к 130-летию со дня рождения поэта

В «Зарядье» открылась выставка «Владимир Маяковский: «‎Я — рекламист»‎», приуроченная к 130-летию со дня рождения великого поэта. На ней представлены проекты в области политической, социальной и коммерческой рекламы, объединившие его художественный эксперимент и общественно-политическую активность. 

Начальник отдела выставочных проектов «Зарядья» Дмитрий Шишкин: 

“Мы хотели показать Маяковского как автора близкого и актуального нашему времени. Он стал основоположником советской рекламы, создав самобытные каноны в этой сфере, которые продолжают действовать и сегодня. Принимая заказы от организаций,  нуждающихся в «шлифованном слове», поэт выполнял задачи  эпохи. Ему удалось стать и понятным, и близким своим зрителям, ведь плакат в начале XX века был одним из основных источников информации. В каждом плакате можно почувствовать свет, честность и подлинность творчества Владимира Маяковского”

Искусствовед, правнучка Александра Родченко Екатерина Лаврентьева: «На выставке представлен тип искусства, у которого очень маленький срок жизни: рекламные плакаты живут, пока их сообщение актуально. Но все они несут отпечаток эпохи и позволяют увидеть то время с неожиданной стороны». 

В экспозицию вошли плакаты издательства «Сегодняшний лубок», Окна Главполитпросвета и рекламная продукция, созданная в творческом альянсе с Александром Родченко из собраний Московского объединения «Музей Москвы», Государственного музея им. А.М. Горького, Историко-художественного музея «Новый Иерусалим», Государственного Музея В.В. Маяковского, Московского музея современного искусства, Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина, Российского музея медицины Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Семашко и Мультимедиа Арт Музея. Помимо плакатов, в экспозиции представлены фото- и кинохроника, в том числе сохранившиеся фрагменты фильма «Закованная фильмой», для которого Маяковский написал сценарий и снялся в нем в роли художника.

Выставка поделена на три раздела и знакомит с основными направлениями работы Маяковского в области рекламы. Первый раздел посвящен политической рекламе, созданной в период Первой мировой войны, когда Маяковский приступил к работе над созданием антивоенных сатирических журналов, выполненных в традиционной лубочной стилистике в сотрудничестве со многими художниками, в том числе с Аристархом Лентуловым и Казимиром Малевичем.

«Именно лубок — народная картинка — доносил до масс важные злободневные вещи. На его основе сложился институт отечественной рекламы. На примере рекламы 1920-1930-х видно: не везде есть конкретный портрет или образ, но даже если его нет, мы видим дешевый хлеб, часы и прочее – с нами мифический герой плаката говорит голосом Маяковского и его строками. Он стал личностью эпохи – не идеологом, а чем-то большим – голосом времени с очень характерным, легко запоминающимся литературным слогом», — прокомментировала Екатерина Лаврентьева. 

Второй раздел выставки посвящен работе Владимира Маяковского над социальными и политическими плакатами для «Окон РОСТА» и их проектом-приемником «Окна Главполитпросвета». Даже те, кто не знал грамоты, узнавали из плакатов о значимых событиях в стране и мире.  За два с небольшим года из полутора тысяч плакатов «Окон» Маяковский создал тексты и рисунки для подавляющего большинства.  Вместе с ним работали Аристарх Лентулов и Казимир Малевич, Амшей Нюренберг. 

Близко к сердцу поэт принимал вопросы гигиены и чистоты. Его отец, уколовшись булавкой, умер от заражения крови — Маяковский с тех пор избегал швейных принадлежностей и страдал от бактериофобии. Плакаты 1930-х годов с его текстами призывают: «Ходи в баню и ежедневно меняй белье», «Хоть раз в неделю, придя домой, водой и мылом полы помой», «Будь аккуратен, забудь лень: чисти зубы каждый день».

Третий раздел выставки посвящен коммерческой рекламе, созданной в творческом альянсе с Александром Родченко. В 1920-е годы они открыли рекламное агентство «Реклам Конструктор: Маяковский — Родченко»: Маяковский занимался написанием текстов и слоганов, а Родченко — визуальными образами. Ими были созданы: проект эмблемы Моссельпрома,рекламный плакат Моссельпрома «Столовое масло», Эскиз рекламной вывески ГУМа

«Выставка получилась чудесная, очень камерная. Некоторые вещи для меня стали открытием — отметила внучка поэта, скульптор Елизавета Лавинская. — Он всегда горел той темой, за которую брался – никогда не делал ничего без эмоций. Ему было интересно, как слова превращаются в рекламные тексты». 

«Фигура Маяковского как идеолога производственного искусства, человека, который смог создать новую общественную культуру, еще недооценена. Выставка в Подземном музее приоткрывает этот аспект его личности», — подчеркнула Екатерина Лаврентьева.

Выставка открыта до 27 августа в Подземном музее парка “Зарядье”

https://www.zaryadyepark.ru/schedule/249993/

Связанные изображения:

Добавить комментарий

Follow by Email
VK
WhatsApp