Открылась выставка «Скульптуры ставятся на века». Творчество группы «ЛеСС»

Впервые за восемь лет в едином пространстве встретились работы трех скульпторов-шестидесятников, составлявших творческую группу «ЛеСС» — Владимира Лемпорта, Вадима Сидура и Николая Силиса. На выставке, организованной галереей «Элизиум»,  представлены скульптуры, графика и литературное творчество мастеров.

Директор галереи «Элизиум» Марина Молчанова: «Проект «‎Скульптуры ставятся на века»‎ особенный, он объединяет абсолютно разных творцов. Тем не менее, несмотря на сложности, они довольно долго работали вместе и даже подписывали свои работы своим общим именем — «ЛеСС»‎. Их единственная совместная выставка была в 1956 году, после этого они участвовали в основном в коллективных экспозициях. В 2015 году произведения Силиса, Сидура и Лемпорта вновь встретились – в проекте «Скульптуры, которых мы не видим». И, наконец, в 2023 году произведения этого творческого трио покажут в стенах нашей галереи».

IMG_0480

Изображение 1 из 18

«НЕВОЗМОЖНОЕ СООБЩЕСТВО»

Группа «ЛеСС» существовала в 1954-1968 годах. Лемпорт, Сидур и Силис познакомились во время учебы в Строгановском училище, тогда же Сидуру и Силису пришла идея создать творческое сообщество, вроде «Кукрыниксов», и в 1949 году появился «ЛеСС». Название трио получилось из инициалов скульпторов. Их сотрудничество продолжалось на протяжении 14 лет. Вместе они написали статью «Против монополии в скульптуре», в которой критиковали существующую систему получения заказов – молодым авторам попасть в нее было крайне трудно, а свободы самовыражения им тоже не предоставляли. Под именем «ЛеСС» Лемпорт, Сидур и Силис создали скульптуры для главного корпуса МГУ и Дворца науки и культуры в Варшаве. В 1956 году состоялась их первая выставка, одна из немногих, где экспонировались работы всех трех участников «ЛеССа».

Современники называли триумвират Лемпорта, Силиса и Сидура «невозможным сообществом» — сложно было представить более непохожих в творческих подходах мастеров. Тем не менее, они много лет проработали в одной мастерской, а после распада группы Силис и Лемпорт, покинув общее пространство на Комсомольском проспекте, обосновались в новой творческой лаборатории, где и продолжали работать – вплоть до кончины Владимира Лемпорта.

ВЛАДИМИР ЛЕМПОРТ родился в 1922 году в Тамбове. В 1941 году попал на фронт, за отличие в боях под Сталинградом был награжден орденом Красной Звезды. Поступил на на факультет монументальной и декоративной скульптуры Московского Высшего художественно-промышленного училища (РХПУ им. Строганова) где познакомился с Николаем Силисом и Вадимом Сидуром. В 1960-х после распада группы «ЛеСС» вместе с Николаем Силисом создавал монументальные работы, украшающие здания в городах и поселках бывшего Советского Союза и за его пределами. Выполнил серию скульптурных портретов современников — Генриха Сапгира, Бориса Пастернака, Назыма Хикмета и других.  Его работы находятся в коллекции Музея Москвы, в парке скульптуры «Музеон». 

ВАДИМ СИДУР родился 28 июня 1924 года в г. Екатеринославле (Днепропетровск). В 1943 году окончил Первое Туркестанское пулеметное училище Красной Армии, командовал пулеметным взводом, получил тяжелое лицевое ранение. Учился в Сталинабадском медицинском институте, в 1945-м поступил на факультет монументальной скульптуры Московского высшего художественно-промышленного училища (сейчас – РХПУ им. Строганова). В 1954 году с Владимиром Лемпортом и Николаем Силисом образовал творческий коллектив «ЛеСС». Вместе они создали барельефы для главного корпуса МГУ и бассейна в «Лужниках». После обширного инфаркта решил полностью сосредоточиться на своей работе и разорвал отношения с Лемпортом и Силисом. Тем не менее, до 1968 года они продолжали работать в общей мастерской. Скончался с 1986 году. Спустя год открылась первая персональная выставка скульптора, которая впоследствии стала музеем.

НИКОЛАЙ СИЛИС родился в 1928 году Москве. После войны поступил в Московское Высшее художественно-промышленное училище (РХПУ им. Строганова), где познакомился с Вадимом Сидуром и Владимиром Лемпортом. Вместе участники «ЛеСС» написали статью «Против монополии в скульптуре», в которой говорили о том, что молодые авторы должны иметь свободу самовыражения. В 1956 году состоялась их единственная выставка, на которой авторы показали 138 работ: эскизы, мелкую пластику, керамические тарелки. В 1960-х ряд его работ тиражировали в керамике и пластмассе. 

Выставка открыта в галерее «Элизиум» 

по адресу: Москва, Гороховский переулок, 7

понедельник — пятница, 10:00–19:00

Фотограф Надежда Акимцева https://vk.com/akimtseva.photo

Связанные изображения:

Добавить комментарий

Follow by Email
VK
WhatsApp