Вокзалы Москвы

Белорусский вокзал
(Смоленский, Брестский, Александровский, Белорусско-Балтийский)
Железнодорожный вокзал, расположен на площади Тверская Застава, между 1-й Тверской-Ямской улицей и Ленинградским проспектом.
Открыт в 1870 году как Смоленский (по основному русскому городу на этом направлении, от которого шло строительство), но уже через год стал называться Брестским — по конечному пункту железной дороги в городе Бресте. В 1912 году Московско-Брестская железная дорога была переименована в Александровскую — в честь императора Александра I в связи со столетием Отечественной войны 1812 года, и вокзал стал называться Александровским. После революции — опять Брестским, в 1922 году Александровская и Московско-Балтийская дороги были объединены в Московско-Балтийско-Белорусскую, и вокзал стал Белорусско-Балтийским, с 1936 года — Белорусским.
Эта железная дорога связывает Москву с Белоруссией, а также с Литвой, государствами Центральной и Восточной Европы, именно сюда прибыли первые эшелоны солдат-победителей в 1945 году.
Несмотря на то что здание вокзала перестраивалось, оно сохранило черты стиля неоклассицизма с элементами ложной готики и ампира.

Киевский вокзал
(Брянский)
Железнодорожный вокзал, расположен на площади между Бережковской набережной, Большой Дорогомиловской улицей, 1-м и 2-м Брянскими переулками.
Открыт в 1899 году как Брянский по конечному пункту в городе Брянске, в 1934 году переименован в Киевский. Вокзал связывает Москву с Киевом и другими городами Украины и Молдавии, а также с дальним зарубежьем.
29 июня 1899 года состоялось освящение помещений Брянского вокзала, а 1 августа — открытие железной дороги. Новый Брянский вокзал не украшал город — это было унылое, одноэтажное деревянное здание. Только в 1912 году правление железной дороги смогло выделеть средства на строительство самого большого вокзала Москвы.
В 1912-1917 годах вместо первоначального деревянного было построено новое здание вокзала в стиле неоклассицизма с 51-метровой часовой башней, украшенной скульптурами.
Памятник архитектуры и инженерного искусства. Архитектурный проект — И.И.Рерберг, проект дебаркадера и перекрытий залов — В.Г.Шухов, скульптор С.С.Алёшин. Киевский вокзал считается одним из самых красивых вокзалов столицы.

Савёловский вокзал
(Бутырский)
Открыт 23 марта 1902 года как Бутырский вокзал новой линии. Назван по Бутырской Заставе.
До этого существовала Савёловская линия Московско-Ярославской железной дороги, которая с пуском железнодорожного участка от нового вокзала до станции Бескудниково превратилась в самостоятельную железнодорожную ветвь. Первоначально она доходила до станции Савёлово на Волге (отсюда и последующее название вокзала), но потом была продлена до Ленинграда через станции Сонково и Хвойная, а планировалось ее продолжить до Финляндии.

Казанский вокзал
(Рязанский)
Железнодорожный вокзал расположен на Комсомольской площади.
Открыт в 1864 году как Рязанский (по конечному пункту — городу Рязань), с 1894 года — Казанский (по городу Казань).
Здание вокзала было построено в 1813-1940 годах по проекту архитектора А. В. Щусева в неорусском стиле: использованы мотивы древнерусского зодчества Нижнего Новгорода, Астрахани, Рязани, а также облик башни Сююмбеки Казанского кремля. В оформлении здания принимали участие художники А.Н.Бенуа, Б.М.Кустодиев, Н.К.Рерих.
Поезда отправляются в двух направлениях — Рязанском и Казанском — в города Поволжья, Урала, Сибири и Средней Азии.

Курский вокзал
(Курско-Нижегородский)
Железнодорожный вокзал расположен на площади, примыкающей к Садовому кольцу (к улице Земляной Вал).
Открыт в 1861 году у Большого Никольского переулка (ныне Путейский тупик), за чертой города — Камер-Коллежским Валом. В 1896 году на нынешней вокзальной площади построено новое здание вокзала, в правом крыле которого расположился и пассажирский вокзал Нижегородской железной дороги (ранее находившийся за Покровской заставой), поэтому вокзал получил название Курско-Нижегородский, ныне Курский.
В 1972 году возведено (с сохранением старых помещений с колоннадой и лепниной) новое здание крупнейшего вокзала, который связывает Москву с Нижним Новгородом и — через Курск — с Крымом, Кавказом.
Сейчас Курский вокзал не виден со стороны Садового кольца: перед ним построен торговый центр «Атриум».

Ленинградский вокзал
(Николаевский, Октябрьский)
Расположен на Комсомольской площади. Открыт в 1851 году как Николаевский — по Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороге, связавшей Москву и Санкт-Петербург (дорога была названа в честь императора Николая I). В 1923 году дорога переименована в Октябрьскую, и вокзал стал Октябрьским, а в 1924 году по изменившемуся названию Санкт-Петербурга (Ленинград) — Ленинградским и сохраняет это название, хотя городу возвращено историческое имя.
Здание построено в 1844-1851 годах по проекту архитектора К.А.Тона в стиле позднего классицизма и является точной копией Московского вокзала в Петербурге.
Вокзал связывает Москву с Петербургом, Петрозаводском, Мурманском, а также с Таллинном, Хельсинки.

Павелецкий вокзал
(Саратовский)
ЦАО
Железнодорожный вокзал на площади у Садового кольца, у Валовой улицы.
Открыт в 1900 году как Саратовский. Название было дано по конечному пункту строившейся железной дороги — городу Саратову. В 1924 году переименован в Павелецкий — по станции Павелец в Рязанской области, до которой было доведено строительство первой очереди железной дороги, получившей название Павелецкая (ныне Павелецкое направление Московской железной дороги). По поводу имени архитектора вокзала споры продолжаются по сей день. Одни исследователи летописи вокзала считают автором архитектора А.Красовского, по мнению других Павелецкий вокзал построен по проекту архитектора Ю.Ф.Дидерикса.
Вокзал соединяет Москву со Средним и Нижним Поволжьем. С 2002 года открыта скоростная транспортная система Москва-Павелецкая — аэропорт «Домодедово»: в Красном зале Павелецкого вокзала действует терминал для регистрации авиапассажиров.

Рижский вокзал
(Виндавский, Ржевский)
Сооружен в 1899-1901 годах у площади Крестовской Заставы (ныне Рижская площадь) по проекту архитектора Ю.Ф.Дидерикса в русском стиле: составлен как бы из трех теремов.
Открыт в 1901 году как Виндавский, по конечной станции железной дороги — латвийскому порту Виндава (ныне Вентспилс). В 1942 году переименован в Ржевский (по городу Ржев), а в 1946 году — в Рижский (по городу Рига — столице Латвии).
На Рижском вокзале имеется Музей истории железнодорожной техники.

Ярославский вокзал
(Северный)
Железнодорожный вокзал расположен на Комсомольской площади. Открыт в 1862 году как вокзал Ярославской, или Троицкой, железной дороги, которая строилась от Сергиева-Посада до Москвы. В 1870 году было открыто движение до Ярославля, далее поэтапно — до Вологды, Архангельска.
В 1904 году было открыто заново перестроенное здание вокзала в неорусском стиле по проекту Ф.О.Шехтеля: центральная арка с шатром, стилизованные крепостные башенки, керамические панно с растительным орнаментом — все это рождает ассоциации с Русским Севером.
В 1907 году Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога и вошедшие в нее линии были переименованы в Северные железные дороги, а вокзал стал называться Северным. В 1936 году вокзалу было возвращено название Ярославский.
Ныне поезда отсюда отправляются в города Русского Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока, в Китай, Монголию, Корею.

Северный речной вокзал
Речной вокзал Московского речного пароходства расположен на берегу Химкинского водохранилища, на Ленинградском проспекте, вблизи станции метро «Речной Вокзал». Вокзал является памятником архитектуры и одним из символов Москвы — «порта пяти морей».
Построен одновременно с каналом имени Москвы в 1937 году. Здание по проекту архитекторов А.М.Рухлядева и В.Ф.Криницкого напоминает двухпалубный речной пароход с башней и высоким шпилем, увенчанным пятиконечной звездой, которая с 1935 по 1937 год находилась на Спасской башне Кремля. Серп и молот инкрустированы уральскими самоцветами.
В башне имеется механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой. По первоначальному замыслу звезду должны были опускать и поднимать каждый раз, когда заканчивалась и возобновлялась навигация. Однако звезду за все годы опускали лишь несколько раз.
Террасы вокзала украшают фонтаны «Север» и «Юг», символизирующие связь южных и северных водных путей в Москве.
От центрального портала к причалу спускается широкая гранитная лестница, а к зданию примыкает парк площадью около 50 га.
Общая длина причалов вокзала — около полутора километров, из них примерно половина была построена в 1960-е годы.
От Северного речного вокзала отправляются как круизные суда дальних линий, соединяющих Москву с Санкт-Петербургом, Астраханью, Ростовом-на-Дону и другими городами, так и суда пригородних линий, организуются также поездки по Химкинскому водохранилищу без высадки на берег. Отсюда осуществляется и перевозка пассажиров по Москве.

Южный речной вокзал
Расположен в Нагатинской пойме, на левом берегу Нагатинского рукава Москвы-реки. Это вторые речные ворота Москвы после Северного речного вокзала.
Двухэтажное здание вокзала, увенчанное башней со шпилем, построено в 1985 году. Здание выполнено из железобетонных конструкций и стекла по проекту архитектора А.М.Рухлядева взамен временного строения, которое с 1972 года было расположено на противоположном берегу.
С Южного речного вокзала пассажиры отправляются по Москве, а также в Подмосковье и дальние путешествия.

Фотограф Нина Богатырева
Инстаграм @nina_bogatyreva_photo

Связанные изображения:

Добавить комментарий

Follow by Email
VK
WhatsApp