Основатель сети «Макбургерс» Ирина Арефьева о том, что ждёт рынок фастфуда
Современный мир отличается очень высоким ритмом жизни. Все больше людей проводит свое время вне дома, либо не имеет возможности или желания готовить самостоятельно, что повышает востребованность услуг в сфере общественного питания. На смену традиционным кафе и ресторанам приходят сети быстрого питания.
Сегодня рынок фастфуда развивается очень активно и динамично, в том числе и в нашей стране. Однако за всплеском популярности фастфуда не стоит забывать о том, что популярность сохраняют, в первую очередь, классические концепции быстрого питания, хотя и новые концепции занимают определенный сегмент рынка.
Конечно, на первый взгляд различные экзотические бургерные с предлагаемыми необычными бургерами выглядят очень интересно, но в действительности потребитель довольно быстро пресыщается такой экзотикой и возвращается к старому – доброму и очень удобному классическому фастфуду. В бургерную с «черной едой», с бургерами, крашенными чернилами каракатицы, среднестатистический потребитель заглянет лишь пару раз, чтобы потешить свое любопытство. Зато в классических ресторанах быстрого обслуживания он будет частым, ежедневным гостем – надо же где-то пообедать, когда находишься на работе, или поужинать, если устал и очень не хочется готовить дома.
Какие качества необходимы заведению быстрого обслуживания для выживания на сложном и агрессивном современном рынке фастфуда?
Во-первых, это высокое и стабильное качество предлагаемых продуктов. Какой бы не была реклама, где бы не находилась бургерная, но если еда там невкусная, это очень быстро скажется на ее популярности и доходах. Поэтому первостепенное внимание в любом случае необходимо уделять качеству блюд. Они должны быть вкусными, изготовленными из свежих и качественных продуктов, а также простыми и понятными для массового потребителя.
Во-вторых, очень важную роль играет качество сервиса. Это и коммуникабельность и вежливость персонала, и его опрятность, и скорость обслуживания. Человек не будет ходить в заведение с грубыми и неприятными сотрудниками или «черепахами», которые заставляют посетителей по полчаса и более ждать выполнения заказа. На перенасыщенном рынке фастфуда такие нерасторопные точки будут очень быстро вытеснены более догадливыми и грамотными конкурентами, которые учтут все оплошности соседей и сделают свое обслуживание прямо противоположным по качеству – в лучшую сторону, разумеется. В качестве примера эффективно работающей сети можно привести «Макбургерс», где открытость гостям возведена в один из основополагающих принципов работы.
В-третьих, «китом» современного рынка фастфуда является активный маркетинг. В информационном обществе нельзя забывать о необходимости целенаправленного продвижения своего продукта. Очень большое значение имеет узнаваемость заведения, превращение названия заведения в настоящий бренд, одновременно являющийся и знаком качества. Агрессивная реклама старого типа уходит в прошлое, сегодня надо действовать тоньше и умнее, но зато с большей гарантией привлечения именно «своих» посетителей. Для этого нужно знать свою целевую аудиторию и уметь с ней работать. Изучение запросов и потребностей целевой аудитории составляет еще один важный компонент успеха сетей фастфуда. Настоящие маэстро рынка ориентируются сразу на несколько различных групп потребителей и всегда удовлетворяют интересам и забегающих на обед офис-менеджеров, и ужинающих холостяков, и скучающих на каникулах школьников или студентов.
Некоторые инновационные решения позволяют не только повысить комфортность сервиса, но и привлечь новых гостей. Например, в сети «Макбургерс» активно применяется геймификация, использующая три основных инструмента: 1) подложки к блюду, которые можно использовать в виде скатерти или заняться прохождением квеста с тестами на оценку уровня интеллекта и чтением напечатанной полезной информации; 2) игровые купоны «приведи друга», стимулирующие рекомендации; 3) «карты эмоции» или «карты судьбы», которые являются уникальной разработкой сети «Макбургерс» и позволяют, помимо еды, получать от обслуживания в сетевом заведении еще и позитивные эмоции или всевозможные приятные бонусы.
Наконец, очень важную роль играет и доступность цен. Мир переживает не лучшие времена, и люди стараются экономить свои средства, в том числе и на повседневных расходах, в которые у многих входит фастфуд. Предлагая продукцию по высоким ценам, многие заведения теряют значительную часть своих гостей даже из числа не самой бедной публики. Ведь во время экономического кризиса уже никто в офисах и на предприятиях не считает зазорным принести бутерброды из дома. Если бургерная будет очень дорогой, то в ней будет питаться лишь ограниченное количество гостей. Доступные цены привлекут в ресторан тех, кто еще не сделал окончательный выбор в пользу «домашних сэндвичей». В сети «Макбургерс», к примеру, соблюдается баланс качества продуктов и доступных широкому большинству потенциальных посетителей цен (стоимость бургера начинается от 69 рублей).
Если говорить о перспективах развития рынка фастфуда, то они тесно связаны с самим образом жизни людей в современном мире. Традиционные семейные хозяйства с домашним питанием уходят в прошлое, у людей остается все меньше времени и даже желания готовить самостоятельно, а значит, что рынок фастфуда будет развиваться и впредь. Глобализация лишь усложняет его, способствует появлению новых популярных видов продуктов, которые завоевывают рынки самых разных стран мира. Поэтому сейчас вхождение в бизнес в сфере фастфуда представляется очень выгодным и оправданным шагом. У фастфуда – большое будущее, а есть ли в этом будущем место вам – решайте сами!