Музей Москвы и Музей современного искусства “Гараж” представили выставку “Уют и Разум. Фрагменты художественной жизни Москвы 90-х”

28 апреля в Музее Москвы открылась выставка “Уют и Разум”, которая реконструирует художественную жизнь Москвы первого постсоветского десятилетия. В залах музея представлено более 200 произведений 1990-х годов: от живописи и графики до видеоарта и инсталляций. Многие работы выставлены впервые, а нереализованные ранее инсталляции — выстроены по чертежам художников. 

Основу экспозиции составляют работы художественных групп «Инспекция “Медицинская герменевтика”», «Облачная Комиссия», «Россия», «ТаРТу», «ФенСо», «Четвертая высота». Участники этих объединений относятся к младшему поколению московских концептуалистов, которое сформировалось к концу 1980-х годов. 

“Почему эта выставка важна для городского музея? Последнее десятилетие мы занимаемся историей художественной жизни города, и этот проект интеллектуально вписался в программную деятельность Музея Москвы. Это очень правильно сложившийся проект — он реализован силами молодых кураторов и менеджеров, которые только начинают свой профессиональный путь, но уже могут представить глубокое исследование, посвященное мало изученному, но очень важному десятилетию в московском искусстве”, — отметила генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова

“Это была маленькая мечта, чтобы мы готовили и учили тех людей, которые на выходе из совместной магистерской программы НИУ ВШЭ и Музея современного искусства “Гараж” “Практики кураторства в современном искусстве” могли сделать готовый, понятный, внятный проект. И это случилось. Теперь я понимаю, что мы два года работали не зря, потому что мне не стыдно за эту выставку, она очень достойная. И если говорить абстрактно, то у нас появляется на горизонте целая плеяда молодых профессионалов, которые, как мне кажется, будут менять ландшафт в русскоязычном мире в области искусства”, — рассказал директор Музея современного искусства “Гараж” Антон Белов.

“Выставка младших концептуалистов “Уют и Разум” посвящена групповому творчеству наследников московского романтического концептуализма в 90-е. Мы не останавливались ретроспективно на этом десятилетии, мы не хотели вскрыть и показать то, что было. Мы скорее хотели показать те связи, которые были в групповом творчестве. Сейчас художники, которые представлены на выставке, довольно известны как отдельные персоналии, но для нас было интересно посмотреть именно на коллективное творчество. То, как они работали в группах, как общались между собой. Для меня важным моментом является то, что большинство инсталляций, которые представлены на выставке, существовали только в виде проекта, либо были представлены на площадках за рубежом, то есть российский зритель увидит их впервые в Музее Москвы. Также мы сознательно отказались от коллекций больших музеев, так как они уже часто выставлялись, нам хотелось показать именно то, что было скрыто в квартирах, домах, на складах, в архивах”, — рассказал куратор выставки Иван Карамнов.

“Художники, собранные на нашей выставке эпохи 90-х, отличаются тем, что они имели очень тесную связь со старшим поколением московских концептуалистов. Центральный художник нашей выставки Павел Пепперштейн, является сыном Виктора Пивоварова. Через старшее поколение и советский быт в их искусство вошла какая-то особая тонкая любовь к уходящей эпохе, несмотря на то, что 90-е часто у всех ассоциируются со словосочетанием «лихие девяностые». Наша выставка показывает, что это не только так — время было разным, и художники были разными. Искусство, которое у нас представлено, отсылает к центральному образу нашей выставки — образу сна и путешествия по сну, которое находится за гранью нашего обыденного сознания. Это свойственно художникам — выходить за границы обыденности и привычности. Но наши участники путешествовали в свое подсознание, исследовали его, и пытались выявить в реальности те сюжеты, которые им приснились”, — комментирует куратор выставки Дарья Тишкова.

“Художники, представленные на выставке, совершенно гениальные. Все великолепно, дух 90-х присутствует и вызывает соответствующую эйфорическую радостную реакцию. Призываю вас не искать информацию в интернете о периоде 90-х, а искать ее в других местах, читать книги. Раньше общение происходило на настоящих телепатических волнах, а не в интернете. На выставке представлена моя работа — инсталляция “Конец СССР”. Она была сделана группой “Медицинская герменевтика” в 1993 году,  для нашей большой персональной выставки, которая должна была состояться в Kunstverein в Кельне. Мы посвятили ее траурному оплакиванию нашей любимой страны, родины, Советского Союза, который мы утратили и до сих пор скорбим. Эта инсталляция реализована здесь впервые, спустя 28 лет”, — рассказал художник и участник выставки Павел Пепперштейн. 

Параллельно выставке пройдет публичная образовательная программа. На лекциях, дискуссиях и экскурсиях можно будет больше узнать о феномене групп 90-х и творчестве отдельных художников.

Участники: Группа «Инспекция “Медицинская герменевтика”», Группа «Облачная Комиссия», Группа «Россия», Группа «ТаРТу», Группа «ФенСо», Группа «Четвертая высота», Сергей Ануфриев, Татьяна Деткина, Дмитрий Дульфан, Жека Кемеровский, Дмитрий Лигейрос, Владислав Мамышев-Монро, Александр Мареев, Владимир Могилевский, Аркадий Насонов, Павел Пепперштейн, Андрей Соболев, Владимир Фёдоров, Сергей Шутов

Фотографии редакции журнала

Связанные изображения:

Добавить комментарий

Follow by Email
VK
WhatsApp