Все мы когда-нибудь видели на старых фотографиях Сухаревскую башню в Москве. Как она связана с санаторием Монино, стоящим на территории бывшей усадьба Глинки?

Где-то уже лет 40 ведут разговоры о восстановлении башни на старом месте. С ней связывают легенды про графа Якова Брюса, что из «гнезда Петровского вылетел». Башня была построена при Петре I, при нем же в ней была организована математическая и навигационная школа, которой руководил тот самый Яков Брюс. Будучи одним из ближайших соратников монарха, граф пользовался его расположением, и на самой вершине этой башни устроил астрономическую обсерваторию. По легендам, будучи чернокнижником и ведьмаком, граф владел черной книгой, которая и жизнь давала вечную, и власть неограниченную. Книгу эту граф якобы спрятал где-то в стенах башни. После его смерти, вплоть до разрушения башни, эту книгу искали все кому ни лень. В 30-е гг. прошлого столетия даже ходили #слухи, будто #Сталин лично приказал разобрать башню и найти заветный артефакт. Башню аккуратно по кирпичику разобрали, но книгу так и не нашли. На то они и легенды, чтобы быть легендами!

Сам же Яков Брюс для своего времени был человеком очень образованным, начитанным и с обширным кругом интересов. Недаром Петр на него много различных дел возложил. Одним из таковых было и книгопечатание, которое граф с превеликим удовольствием исполнял, и даже издал свой Брюсов календарь, который современники считали гадальной книгой. Сам же Брюс предостерегал Петра держаться от воды подальше, мол она его погубит.

Портрет Якова Брюса

Январь 1725, холодные воды финского залива, неудержимый император. Все как и было предсказано. Есть поверье, что граф Брюс был в числе узкого круга людей, кто знал окончание последней фразы Петра: «Отдайте все …» Но озвучивать эти слова не стал, ушел в отставку — не видел граф больше достойных людей, кому служить можно… Продолжение следует

В 1726 покинув столичный Санкт-Петербург, граф Яков Брюс начинает активно строить первую каменную Подмосковную усадьбу (ни то получив село Глиниково от Петра I, ни то купив ее у князя Долгорукого). Здесь был создан настоящий первый шедевр усадебного искусства, да еще и в Петровском барочном стиле. Пусть и в весьма запущенном состоянии, но усадьба дошла до нас. Еще при Якове Брюсе усадьба получила название Глинки(, так ее и сейчас называют. Тогда же Глинки и начали обрастать легендами и мифами подстать размаху своего хозяина.

Колдуном Брюса считали не случайно: по всему городу ходила масса легенд, одна удивительнее другой. Так, поговаривали, что по ночам к графу прилетал огнедыщащий дракон, когда тот сидел в башенке своего главного дома. Есть и другой миф, будто летом, в самый жаркий день, принимая гостей граф заморозил воду в пруду и все катались на коньках. А зимой на этом же пруду в самый холодный день плавали на лодках.

Пожалуй самая мистичная #легенда гласит, что графу был знаком рецепт мертвой и живой воды. В год своей смерти он убил одного из своих помощников с помощью неживой воды, разрубил тело на части, окропил их живой водой и — части срослись, а человек ожил! И тогда Брюс приказал проделать с собой тот же опыт, но неаккуратный слуга разбил бутыль с живой водой, так граф и умер. Это все легенды, однако они не давали покоя даже ученым. Так, профессор Московского университета Ковалев в 1857 проводил раскопки в Глинках и в Сухаревой башне, но так ничего и не нашел. В начале XX в., под патронатом Николая II, археолог Алексей Кузьмин также копал в усадьбе. Причиной послужила самая реалистичная из легенд: еще при жизни графа Брюса под усадьбой были прорыты множественные ходы, ведущие за многие километры от нее. Предполагалось, что в этих подземельях скрывалась и библиотека графа, и его лаборатории с инструментами, и конечно та самая черная книга.

Как бы то ни было, усадьба Глинки на окраине Монино является самым старым полноценным каменным усадебным ансамблем в Подмосковье. После смерти хозяина в 1735 усадьба переходила из рук в руки: в разное время здесь находились бумажная фабрика, приют, склад хлопка, школа и даже военный госпиталь. Все это время со стен старой усадьбы на нас смотрели злые демонические маски (см. фото) и загадочный девиз на родовом гербе Брюса – FUIMUS («Мы были»). Запущенное состояние создает в учадьбе атмосферу мистическую. Гуляя по аллеям, чувствуешь, что вот-вот дракон появится из-за угла, или «яшкина баба» выйдет тебе навстречу и пригласит на пруд на коньках покататься. Кстати, бытует мнение, что по ночам в Мещанском районе столицы можно встретить #призрак графа — он бродит по району в поисках башни, а может и чего-то еще. Вот так порой один человек в истории связывает масштабом своей личности сразу несколько мест в Москве и Подмосковье.

Фотография из свободного доступа

 

Связанные изображения:

Добавить комментарий

Follow by Email
VK
WhatsApp