ЦУМ-история роскоши
Сейчас в Центральном Универсальном Магазине на улице Петровке можно купить товары категории «люкс». А вот открывался он как магазин для всех и каждого. И радовал удивительными изобретениями того времени.
В 1857 шотландские коммерсанты Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз зарегистрировали товарный знак «Мюръ и Мерилизъ». В 1885 они открыли около Кузнецкого моста #магазин дамских шляп и галантереи – самый большой в городе. Но магазин сгорел, и в 1908 Мюр и Мерелиз построили новое семиэтажное #здание в стиле неоготики. Оно-то и стало символом достатка и изобилия Москвы.
«Мюр и Мерилиз» стал первым магазином для среднего класса, где можно было купить почти всё, кроме продуктов питания. К тому же, здесь испытывали разные технические новинки. Так, сенсацией стали электрические лифты. Они ездили очень медленно, но впечатлительные дамы всё равно визжали в них от страха.
Не меньше смущения вызывали и вращающиеся двери, в которых то и дело застревали рассеянные посетители. К новаторским рекламным приемам относились рассылка бесплатных каталогов с товарами, самообслуживание в некоторых отделах, сезонные распродажи. А еще в «Мюр и Мерелиз» впервые начали писать цену на каждом товаре, чтобы продавцы не могли завышать их по своему усмотрению.
В 1917 «Мюр и Мерилиз» национализировали и закрыли. В 1922 он открылся снова, но уже под названием «Мосторг». Советский гражданин по-прежнему мог купить здесь всё – от украшений до скрепок. В 1933 универмаг был назван ЦУМом, а с 1953 перешел на торговлю товарами повышенного качества. С тех пор здесь отовариваются, в основном, состоятельные люди.
Фотография редакции журнала