Московские истории. Метро на Красной площади
Многие знают, что метро в России появилось в 1935 году – именно тогда заработала первая линия Московского метрополитена. Но первые проекты возникали намного раньше — еще в XIX веке! Амбициозные инженеры даже хотели открыть станцию метро у стен Кремля.
Первая линия метрополитена была построена в Лондоне в 1863 году. В тоннелях ездили паровозы с прицепными вагонами. Через 5 лет подземка появилась в Нью-Йорке, дальше были Париж, Чикаго, Будапешт…
Конечно, Москва не могла остаться в стороне от прогресса! В 1875 году возникла идея проложить линию от Курского вокзала до Марьиной рощи. Городская Дума идею не одобрила из-за дороговизны, а церковь высказалась еще жестче – негоже человеку «спускаться в ад».
В 1902 году инженеры П.А. Балинский и Е.К. Кнорре предложили проект подземной электрической дороги, которая соединила бы Замоскворечье и Тверскую заставу. Авторы также предлагали построить несколько радиальных линий и две кольцевые — под Бульварным и Садовым кольцами.
На Красной площади предполагалось построить огромный Центральный вокзал, в котором сходились бы сразу несколько линий. Причем он был бы двухъярусным! Одни поезда приезжали бы по тоннелям, другие – по проложенным над городом эстакадам.
Балинский и Кнорре оценили проект в 155 миллионов рублей. Городские власти поначалу заинтересовались идеей, но высокая цена и радикальность идеи их отпугнула. Нужно было не только копать тоннели и строить мосты, но и сносить множество домов, в том числе церкви. В результате Дума снова отказала.
К идее создания московского метро вернулись в 1913 году и даже взялись за проект Балинского и Кнорре. Но тут в дело вмешалось Первая мировая война. Вопрос о строительстве подземки был отложен до 1931 года.
Фотография редакции журнала