Археологическая выставка «Котлован — Раскоп — Музей» в музее Москвы
В Музее Москвы откроется традиционная археологическая выставка. В этом году она приурочена к 100-летнему юбилею российской археологии.
Ежегодно в Музее Москвы проходят археологические выставки, рассказывающие о специфике этой науки в современном мире. Проект 2019 года носит название «Котлован — Раскоп — Музей» и посвящен этапам работы учёных в условиях современного мегаполиса и археологическому изучению столицы.
Среди экспонатов — старинное игрушечное ружьё из белого металла, обнаруженное в районе Гончарной набережной, монеты клада, спрятанного перед Первой мировой войной, и богатая коллекция изразцов начала XVIIIвека, найденных в районе Пятницкой улицы. Их символика была понятна человеку прошлого, но нашим современникам она не всегда очевидна. Собака — метафора дружбы и преданности, но значения таких образов, как пёс на цепи или птица со змеёй в клюве, для людей XXIвека загадочны. Попытаться отыскать их подлинный смысл можно будет на новой археологической выставке Музея Москвы.
Екатерина Святицкая, куратор выставки: «Новый археологический проект Музея Москвы акцентирует внимание на самых “свежих“ находках последних месяцев, взятых буквально “из-под лопаты“. На выставку мы приглашаем детей и взрослых, студентов и школьников — всех, кому интересна история Москвы. Ведь “Котлован — Раскоп — Музей“ — это не только музейный итог летнего археологического сезона нынешнего года, но и рассказ об истории московской археологии».
Структурно выставка разделена на три части. Первый раздел, «Котлован», посвящён музеефикации археологических объектов, находящихся в толще городского культурного слоя. В этой части будут выставляться фрагменты лестницы средневекового подвала, найденной на территории Китай-города, и рельсы конца XIXвека с клеймами изготовителей.
«Раскоп»отразит охранную деятельность археологов, изучающих Москву и Подмосковье. Глядя через «окна» в палаточном брезенте, посетители увидят не только полевую археологическую лабораторию, но и неотреставрированные артефакты, обнаруженные совсем недавно: проржавевший примус и гигантскую бетонную голову космонавта, найденную при раскопках на Яузе.
Третий раздел, «Музей», расскажет о том, как предметы, найденные учёными в Москве и Московской области, становятся полноценными музейными экспонатами. Объекты этой части выставки — наиболее необычные и редкие археологические артефакты из собрания Музея Москвы: фарфоровая пробка в виде мужской головы, кольчуга, воссозданная из спёкшегося металла, шляпаXVIIIвека, почти идеально сохранившаяся на дне колодца, и фрагменты тарелки «Бой при Чемульпо», созданной в 1905 году в память о сражениях Русско-японской войны.
1. Чернильница. Глина. XVIII в. Найдена на Остоженке. Фото: Музей Москвы. © ООО Аист
2. Гребень двусторонний с циркульным орнаментом. Кость. XV-XVII вв. Найден на Серебрянической набережной, владение 7-1. Фото: Музей Москвы. © ООО Аист
3. Замок навесной. Железо, медное покрытие. XVII -XVIII в. Найден на Серебрянической набережной, владение 7-1. Фото: Музей Москвы. © ООО Аист
4. Брошь. XIX в. Медный сплав, цветное стекло. Фото: Музей Москвы. © ООО Аист
5. Ружье детское игрушечное. Белый металл.XVIII–XIX вв.
Найдено на Гончарной набережной. Работы ООО «АИСТ» (Археологические изыскания в строительстве).
Детское игрушечное ружье из свинцово-оловянистого сплава было обнаружено во время археологических наблюдений за земляными работами в районе Гончарной набережной, на берегу Москвы-реки. Сохранился лишь корпус игрушки, внутренний механизм утерян. Высокое качество проработки деталей ружья и его декор указывают на то, что предмет мог быть частью игрового набора ребенка из богатой семьи. Такие игрушки были популярны в конце XVIII–XIX вв. На прикладе ружья видно изображение вооруженного мужчины в шароварах на фоне крепости. Вероятнее всего, этот сюжет является иллюстрацией к событиям русско-турецких войн эпохи правления Екатерины II Великой (1762–1796).
6. Фрагменты тарелки памятной «Бой при Чемульпо». Русско-японская война 1904-1905 гг. Фаянс. Производство Т-во М.С. Кузнецова в Будах.
Тарелка с четким фабричным клеймением на донной части: фабричная марка вдавленная в массу, и черная подглазурная печатная «Т-ва М.С.Кузнецова в Будах», на клейме изображён герб Российской Империи — двуглавый орёл, и надпись: «т-во М.С.Кузнецова в Будах». Лицевая сторона тарелки украшена подглазурным изображением, нанесенным методом монохромной подглазурной шелкотрафаретной печати. Материал: фаянс, подглазурная шелкотрафаретная печать.
На целой тарелке было изображено: сражение при Чемульпо, сражения Русско-японской войны 1904–1905 гг. и русские военачальники. Основой композиции декоративной тарелки является изображение морской битвы в начале русско-японской войны в заливе у города Чемульпо. 27 января 1904 бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» приняли бой против эскадры японского флота. По бортам тарелка украшена изображениями портретов главнокомандующих всеми сухопутными и морскими силами на Дальнем Востоке во время русско-японской войны: адмирала Е.И.Алексеева, генерала О.М.Куропаткина, генерала М.П.Линевича. Между портретами изображены сцены: бой под Тюренченом знаменной роты 11-го Восточно-Сибирского полка, на бивуаке после боя под Вафангоу, обстрел японской пехотой пассажирского поезда с санитарными вагонами под флагом Красного Креста возле станции Вафандян.
Даты проведения: 5 сентября 2019 — 20 октября 2019
Открытие: 5 сентября 2019 года в 18:00
Место проведения: Зубовский бульвар, 2, корпус 3
Куратор: Екатерина Святицкая
Информация и изображения предоставлены пресс-службой Музея Москвы