Театральные фестивали осени

Осень самая насыщенная фестивальная пора для московского театрала. Как не запутаться в череде громких театральных событий читайте в нашем обзоре

Любимовка
31 августа – 7 сентября

Программа фестиваля.

Есть что-то символическое в том, что именно Любимовка открывает волну осенних театральных фестивалей: несмотря на бурное развитие постдраматического театра, драматургия все-таки не сдает позиции, оставаясь основой большей части российских спектаклей. И Любимовка, которой в этом году исполняется 30 лет, остается местом, где те, кто пишут, встречаются с теми, кто ставит.

В этом году в основной конкурс отобрали 26 новых пьес молодых авторов, читки которых пройдут в новом пространстве «8/3» по адресу ул. Казакова, 8, стр. 3. Кроме них зрители смогут познакомиться и с офф-программой, объединяющей работы уже известных драматургов:

«На ладони» Александра Железцова,
«Дневник влюбленного прокурора» Олега Богаева,
«Комитет Грустящего Божества» Павла Пряжко,
«Рэйп ми» Ирины Васьковской.
Вход на все события фестиваля свободный, но с регистрацией, которую нужно не прозевать: она открывается за день до мероприятия в полдень.

«Артмиграция»
9–15 сентября

В афише «Артмиграции» не встретишь фамилий знаменитых режиссеров: фестиваль нацелен на открытие новых имен и дает возможность столичным зрителям увидеть региональные спектакли молодых постановщиков.

Программа этого года наполовину состоит из постановок классических текстов:

из Архангельска приедет «Вся жизнь впереди» по одноименному роману Ромена Гари — исповедь арабского мальчика из парижских трущоб, поставленная лауреатом «Прорыва» Ильем Мощицким;
из уральского Верхнего Уфалея — мрачный чеховский «Овраг» Нади Кубайлат;
из Ижевска — «Конармия» в постановке Алексея Опарина;
из алтайского Бийска — «Фантазии Фарятьева» в стиле 60-х от Виктории Печерниковой.
Другая половина спектаклей представлена современными пьесами, причем кроме томских «Паразитов» Мариуса фон Майенбурга все ставятся в России впервые:

романтичное роуд-муви «Любовь», написанное Ярославой Пулинович специально для воронежского Нового театра,
«Магда» Майкла Ардитти — о последних днях нацистского руководства в берлинском бункере,
«Гробница малыша Тутанхамона» американки Оливии Дюфо в эффектной постановке Елизаветы Бондарь.
«Паразиты» Томский областной театр драмы

Самое приятное — это все еще и бесплатно, главное успеть зарегистрироваться.

Регистрация откроется 19 августа.

«Гаврош»
20–29 сентября
Программа

В этом году «Гаврош» подготовил голландский сезон и программу из ни много ни мало двух десятков событий. Для совсем небольших зрителей 3–5 лет есть музыкально-визуальные «Блуждающие огоньки», кукольный «Голый Черепах» или мультяшная клоунада «Поймай меня».

«Робот XS», Het Nationale Theater & NTjong

Детей постарше можно сводить на «Робот XS» — пластический спектакль про инопланетного робота, на «Ночного сторожа» — моноспектакль об охраннике, случайно открывшем волшебный мир, или на уличный «Глубоко-глубоко», в котором все переворачивается с ног на голову.

«Ночной сторож», Het Filaal Theatermakers

Более серьезные, но не без юмора спектакли привезли для подростков: здесь и клоунада «Война», и ироничный «Всего лишь я» о поиске себя, и музыкальный «Мартин Лютер Кинг» — история будущего правозащитника, а пока лишь мальчика, уже столкнувшегося с социальной несправедливостью.

«Dance Inversion
10 сентября — 3 ноября

Программа

Тот факт, что в России современный танец переживает бум интереса к себе, подтверждает волна восторгов, которую поднял в июле приезд Акрама Хана со спектаклями «Жизель» и «Xenos». Еще одну работу британского хореографа покажут в рамках Dance Inversion в начале октября. Но билеты на нее, увы, уже раскупили, равно как и на половину фестивальных показов. Однако и оставшаяся часть не менее интересна: в первую очередь, «Автобиография» Уэйна Макгрегора, поставившего балет на расшифровку собственного генома, и «Оскара» в постановке Маркоса Морау, в которой элементы бакской национальной культуры совмещаются с разговором о проблемах современного европейского общества.

«#Минарет», Omar Rajeh Company

Также в программе фестиваля — вечер из трех одноактных работ американцев из «Дорранс Дэнс», экспериментирующих с жанром степа, и «#Минарет» ливанского хореографа Омара Ражеха, посвященный разрушенной войной Великой мечети Алеппо.

«Улица Ванденбранден, 31», Лионский театр оперы и балета

Не менее интригует и приближенный к драматическому спектаклю «Улица Ванденбранден, 31», который французская критика назвала «страшным сном Эмира Кустурицы, если бы он жил в Сибири».

«Видеть музыку»
16 сентября – 11 ноября

Программа

В Год театра поддерживаемый Министерством культуры и Фондом президентских грантов фестиваль представляет широчайшую программу из 37 спектаклей, большинство из которых приедет из регионов. Особенность фестиваля в отсутствии экспертного совета: театры сами определяют постановки для показа столичным зрителям.

«Дон Паскуале», Санкт-Петербургский Мюзик-Холл

Итоговую программу составили по большей части мюзиклы, оперетты, музыкальные комедии и сказки. В их числе встречаются довольно экзотичные названия: например, симферопольский мюзикл «Леонардо» о знаменитом художнике, «Обыкновенное чудо» из Волгограда по мотивам фильма Марка Захарова, нижегородский «Дубровский» и отмеченный двумя «Золотыми Масками» мюзикл «Шербурские зонтики» питерского театра «Карамболь».

Присмотреться стоит к эксперименту театра «Зазеркалье» — «Декамерону», соединившему новеллы Бокаччо и мадригалы Монтеверди.
Опера представлена более традиционными «Иолантой» из Калининграда, «Дон Паскуале» из северной столицы, уфимским «Фаустом» в постановке Георгия Исаакяна и другими, однако и здесь можно найти современную российскую оперу — так из Иркутска приедут «Две королевы» о противостоянии Елизаветы I и Марии Стюарт.

«Леонардо», Государственный академический театр Республики Крым

Менее всего места на фестивале отдано балету — из региональных театров только две постановки и обе по русской классике: «Вешние воды» по повести Тургенева из Саратова и «Идиот» на музыку Чайковского из Омского театра оперы и балета.

«Протеатр»
21–28 сентября

Программа

Фестиваль-конкурс особых театров в Москве проходит раз в три года — на него приезжают спектакли, в которых актеры с ограниченными возможностями здоровья участвуют наравне с профессиональными артистами.

В сентябре в Культурном центре ЗИЛ покажут фантасмагорию о войне 1812 года «Бородино. Наброски людей», пластические «Подлунные мифы» и «Хамелеон» от творческого союза инклюзивных театров из Екатеринбурга и Сыктывкара, «Во времени. Над временем», в котором оживают персонажи мировой литературы, музыкальный спектакль о съемке кинофильма «Немое кино» и другие постановки.

«Сны Пиросмани», Упсала-цирк

Специальным гостем станет визионерский «Сны Пиросмани» от Упсала-цирка, обыгрывающий образы картин грузинского художника. Вход на все события бесплатный.

«Solo»
1–10 октября

Программа

Специфика этого фестиваля в том, что все постановки — моноспектакли. Жанр по-актерски самый сложный, ведь внимание публики нужно удерживать в одиночку, так что участников «Solo» можно назвать самыми бесстрашными представителями своей профессии.

В программе этого года 4 российских спектакля и 6 зарубежных. В первую очередь стоит обратить внимание на хедлайнеров: «Ночные дневники» — микс дневниковых записей и пьес Яна Фабра, поставленный им самим, и «Улыбку у подножия лестницы» — постановку одноименного рассказа Генри Миллера в исполнении харизматичного Дени Лавана, известного по фильмам Леоса Каракса.

«Ночные дневники», Troubleyn/Jan Fabre и Aldo Grompone

Из Италии приедут сразу два спектакля: «Гамлет + Фортинбрасмашина», в которой история датского принца рассказывается от лица Фортинбраса, и мифологический «Mater Dei». Петербургский актер и режиссер Игорь Ларин привезет свою версию «Записок покойника», где сам играет все роли, перевоплощаясь в булгаковских персонажей с помощью масок.

«Mater Dei», Piccola Compagnia della Magnolia

Российский режиссер Дмитрий Акриш представит свою лондонскую постановку, которая этим летом уже побывала на фестивалях в Авиньоне и Эдинбурге, — «Я — женщина» в исполнении Аны Дауд, чья трагическая автобиография, переосмысленная через библейские образы, и стала основой спектакля.

«Образцовфест»
5–20 октября

Программа

Если вы думаете, что кукольные спектакли бывают исключительно для детей, то посетить события фестиваля имени Сергея Образцова — прекрасный способ сменить точку зрения. В его афише есть спектакли и 16, и даже 18+.

«Альцгеймер-оперетта», La Compagnie MalaStrana

Таковы французские «Альцгеймер-оперетта», обсуждающая проблемы деменции в трагикомическом ключе, или «О сне, что был моей жизнью» — о французской художнице и скульпторе Камилле Клодель, историю которой актриса рассказывает с помощью листов бумаги. Или, к примеру, пугающий, но завораживающий своей красотой канадский спектакль «Белая женщина».

«Путешествие Рамы», Kerala Puppetry

Если же все-таки хочется сходить с ребенком, то и тут, конечно, выбор велик: в этот раз в Москву приехали не только европейские компании из Испании, Греции и Венгрии, но и труппы из Индии, Китая, Бразилии, Кении и ЮАР, представляющие также жестовые и теневые спектакли.

«Территория»
10–24 октября

Программа

У одного из главных российских театральных фестивалей, как и всегда, внушительная программа и драмы, и современного танца. Среди первых — спектакли режиссеров первого ряда:

одна из последних работ Эймунтаса Някрошюса «Цинк (Zn)» по книге Светланы Алексиевич,
«Медея» Саймона Стоуна, лишь недавно ставшего известным в России,
«Пять легких пьес» Мило Рау, в котором история Бельгии раскрывается через рассказ об одном из самых страшных ее маньяков.
«Сайгон», Les Hommes Approximatifs

В «Сайгоне», поставленном француженкой вьетнамского происхождения Каролин Нгуен, фоном для жизни персонажей становятся исторические события и взаимоотношения двух родных для режиссера стран.

«Косой дождь», Compagnie Alias

Танец представлен как российскими, так и зарубежными проектами. Из Воронежа привезут «Безмолвную весну» Константина Кейхеля по антиутопии Хаксли «Обезьяна и сущность», из Швейцарии — минималистичный «Косой дождь» Гильерме Ботело, из Бельгии — соло известной американской танцовщицы и хореографа Мег Стюарт, в которой она собрала отрывки из собственных постановок.

«Пять легких пьес», Культурный центр CAMPO и Международный институт политического убийства

Отдельной строкой в программе значится «Закрой мне глаза» — мультижанровый эксперимент хореографа Анны Абалихиной, драматурга Ильи Кухаренко, солистов оперной труппы Пермского театра оперы и балета и хора musicAeterna — в нем танцовщики получили возможность петь, а вокалисты — танцевать. Что из этого получится — узнаем в октябре.

Фотография редакции журнала

Связанные изображения:

Добавить комментарий

Follow by Email
VK
WhatsApp