Откроется для посещения памятник архитектуры «Циркулярное депо Николаевской железной дороги»
Уже через неделю 15 февраля свежеотреставрированный памятник архитектуры «Циркулярное депо Николаевской железной дороги» откроет для посетителей свои двери. Здесь разместится книжный клуб «Депо».
Круглому корпусу паровозного депо ни много ни мало 170 лет. Строительство депо в 1847-1849 годах проводили по проекту профессора Императорской академии художеств Рудольфа Желязевича. Архитектор был учеником легендарного зодчего К. Тона, автора самих вокзалов Николаевской железной дороги в Москве и Питере. Всего на железной дороге было построено 10 таких депо. Но в Москве подобный существовал только в единичном экземпляре.
Депо вмещало в себя 20 «стойл» для стоянки и ремонта паровозов. В центре здания под куполом находился разворотный круг. Это уникальный пример промышленной архитектуры 19 столетия! Но такая форма депо не была самой удобной в техническом плане. Поэтому строительство подобных сооружений было остановлено.
Здание «Депо» незаметно простому гуляющему москвичу. Его закрывают строения Ленинградского и Ярославского вокзалов. Но найти тропу к нему обязательно стоит. Местность вокруг памятника архитектуры довольно урбанистическая, однако исторически сочная. Сложно представить, что рядом с Круговым депо на месте строений Ярославского вокзала до Верхней Красносельской улицы простирался пруд.
Важно отметить то, что в одно время с Круговым депо на берегу тогда ещё не засыпанного Красного пруда была выстроена мощная Водонапорная башня Николаевской железной дороги. Что же касается самого депо, то со временем его функция угасла. Здание разрушалось. В советские годы он подвергался грубой реконструкции, надстройке. Под его крышей был устроен рынок, в частности, здесь какое-то время продавали книги, а потом и вовсе здание было заброшено и медленно умирало. Благодаря АрхНадзору удалось привлечь внимание к этой старинной постройке и восстановить почти утраченную тоновскую архитектуру.