История купеческих домов на Пятницкой

В 2013 году с Пятницкой улицы исчезло одно из градоформирующих зданий, дом 58, ранее принадлежавший купеческой семья Яковлевых. Компания-инвестор «Сона-Венчурс» в рамках работ по перестройке полностью уничтожила основную часть дома, оставив лишь выходящую на улицу стену фасада. Теперь на месте исторического сооружения должен появиться жилой дом. Мосгорнаследие охарактеризовало снос как незаконный, а градозащитники в числе главных причин отметили отсутствие у здания официального охранного статуса.

Небольшое двухэтажное здание появилось в 1860 году, одновременно с массовой застройкой всего Замоскворечья. В середине XIX века на Пятницкой улице шла оживленная торговля – начиналась дорога из Москвы в Рязань. На месте вестибюля станции метро «Новокузнецкая» стояла разобранная в 1934 году церковь святой Параскевы Пятницы, покровительствующей торговым людям. На площади перед ней днем разворачивался Ленивый торжок – один из самых больших московских рынков. Из-за удобного расположения и сравнительной дешевизны постояльцами улицы чаще всего становились молодые купцы, лишь недавно вышедшие из крестьянства.

Одним из первых застройщиков Пятницкой стал серпуховский крестьянин Василий Варгин, выкупивший в 1798 году участок под сегодняшними 12 и 14 домами. Здесь торговец сукном и текстильными товарами построил для семьи собственный деревянный дом, который позже был полностью перестроен. Фундамент сегодняшнего здания заложили его дети: в 1845 году братья Василий и Борис построили здесь два новых дома и флигель для конторы. В 1850-х имение унаследовал сын Василия, Яков Варгин. Молодой человек существенно преобразовал ансамбль: соединил несколько разрозненных домов в один и надстроил дополнительный этаж. Лишние комнаты было решено сдавать: в 1854 году после увольнения из армии в варгинских апартаментах поселился начинающий литератор Лев Толстой, проживший здесь почти 10 лет. Потомки купцов владели домом до революции 1917 года. После национализации судьба здания долго оставалась неопределенной, дом передавали различным госстуктурам. В 1980 году усадьбу было решено передать под организацию музея Льва Толстого, который действует до сих пор.

История дома 19, где сейчас располагается городской департамент столичного наследия, началась еще в начале XIX века. Первый деревянный дом здесь построила семья малоизвестных купцов Ивана и Агафьи Ивановых.Пережить наполеоновский пожар зданию не удалось, и погоревший участок выставили на продажу. В отличие от других сожженных домов на Пятницкой покупатель нашелся довольно быстро: уже в 1817 году здание приобрела дочь выкупного крестьянина, молодая купчиха Фекла Великолепова. Женщина полностью восстановила основной корпус особняка, выполнив его в рамках господствующих в Москве традиций классицизма. Впоследствии зданием несколько лет владели Николая и Дарья Великолеповы, а затем усадьба перешла к купцам Маховым. Новые собственники приняли решение немного изменить облик дома, приспособив первый этаж под торговую лавку, благодаря чему здание приобрело вид типового купеческого дома на Пятницкой. В советской России здание сначала было разбито на коммунальные квартиры, а в 1970-х расселено и передано Главному управлению охраны памятников.

Возведение здания 64, которое в народе традиционно именуют просто «дом со львами», началось в середине XIX столетия. Первой построить усадьбу на месте выгоревшего при пожаре 1812 года деревянного дома задумала титулярная советница Ирина Маркова, выкупившая участок в 1836 году. К 1896 был готов проект зодчего Сергея Шервуда – эклектический особняк с декоративными элементами древнерусской архитектуры. Но воплотить первоначальный замысел так и не удалось. В 1897 году недострой выкупила Вильгельмина (Мина) Рекк, жена главы петербургского Товарищества Никольских рядов Якова Рекка. Сейчас подобную сделку было бы верно назвать инвестицией: «застройка Москвы стильными домами» была одной из задекларированных целей принадлежащего Реккам Московского торгово-строительного акционерного общества, семья владела огромным количеством жилой недвижимости по всей России.

По желанию новых собственников Шервуд значительно скорректировал первоначальный проект: оставив эклектическую концепцию, архитектор добавил классические элементы и богатые украшения из лепнины. В частности Мина Рекк выступила инициатором появления у входа двух львов: спящего слева и бодрствующего справа. К концу года усадьба на Пятницкой улице была готова. Но жить в ней семья Рекк не стала. Сразу после завершения строительства дом перепродали богатому, но не знатному торговцу Петру Стахееву, который несколько лет с семьей проводил здесь зиму. Вскоре право собственности перешло сумскому купцу Николаю Суханову, коммерсант прожил в доме до революции 1917 года. Большевики поначалу разместили в здании Замоскворецкий райком партии и поселили здесь возглавлявшую отделение революционерку Розалию Землячку, прославившуюся среди организаторов красного террора в Крыму в 1920-21 годах. Позднее дом занимали различные муниципальные структуры, в 1990-х здание отдали Фонду поддержки зимних видов спорта, а часть помещений сдали в коммерческий наем. В 2012 году было принято решение о переводе дома на баланс министерства энергетики, в ближайшее время «дом со львами» должен быть отреставрирован.

В середине улицы стоит другой не менее примечательный эклектический особняк, здание за номером 33 небесно-голубого цвета с выдающимся вперед чешуйчатым куполом. Дом строился в два этапа. В 1866 году первоначальное здание было возведено для финансиста Трифона Коробкова. А в 1894 по заказу супруги коммерсанта Ольги Коробковой дом перестроил архитектор Лев Кекушев. После смерти супругов на Пятницкой постоянно проживали их дети. Революция и национализация оставили здание пустовать до 1930-х, когда усадьба перешла в распоряжении Академии наук СССР. Здесь же до конца 1950-х жили президенты научной организации. Позже «дом с куполом» перешел в ведомство министерства иностранных дел и до 2013 года предоставлялся посольству Танзании. Теперь особняк Коробкова должен быть отреставрирован и определен для других дипломатических миссий.

Фотография редакции журнала

Связанные изображения:

Добавить комментарий

Follow by Email
VK
WhatsApp