Новое открытие в «Ночь искусств»

IMG_5702

В этом году «Ночь искусств» для Государственного музея А.С.Пушкина стал особым праздником. Культурная институция в этот день открыла после реставрации Новые выставочные залы на Арбате и одновременно был дан старт выставке, посвященной солнцу русской поэзии. «Шедевры из собрания Государственного музея А.С. Пушкина» можно будет увидеть до 15 марта 2026.

Само здание, ставшее частью архитектурного ансамбля очень интересно с архитектурной и  исторической точки зрения. Небольшой двухэтажный каменный особняк в стиле неоклассики был построен на Арбате в 1878 году по проекту московского архитектора К.Ф. Буссе во дворе усадьбы, принадлежавшей семье купцов Патрикеевых (1871-1914). Легкие лепные гирлянды цветов украшают окна второго этажа. Над входом восстановлен вензель Ильи Патрикеева – перекрещенные буквы «И» и «П». 

Это был доходный дом для жильцов среднего достатка. В первом этаже были размещены магазины, второй этаж занимали квартиры. В 1897–1903 г. там размещался частный женский пансион и училище Софьи Карловны Смирновой. В советские годы особняк Патрикеевых был перепланирован под коммунальные квартиры, а в 1972 г. был передан Государственному музею А.С. Пушкина. С 1986 по 1992 г. в здании было организовано пространство для проведения вводных лекций для организованных групп посетителей музея. С 1992 г. по 2023 г. во флигеле располагались рабочие кабинеты сотрудников музея.

Первая выставка «задает» высокую планку для новых помещений. На ней представлены наиболее ценные экспонаты из собрания Государственного музея А. С. Пушкина. Экскурсию по выставке для прессы провел сам Евгений Анатольевич Богатырев, директор Государственного музея А.С. Пушкина, заслуженный работник культуры.

Он подчеркнул, что у музея богатейшие фонды, насчитывающие более 170 000 экспонатов, серди которых не только книги, мемуары, но картины, скульптуры и фарфор.

Значительное место в собрании музея занимает портретная живопись – ведущий жанр в изобразительном искусстве второй половины XVIII – первой половины XIX века. На выставке широко представлены парадные и камерные портреты пушкинской эпохи. Среди них – прижизненные портреты самого поэта и его современников: членов императорской семьи, светских знакомых, выдающихся деятелей русской истории и культуры.

Выставка имеет огромный интерес с художественной точки зрения: портреты В.А.Тропинина, К.П.Брюллова, акварели А. П. Брюллова, Э. П. Гау, О. А. Кипренского, А. И. Клюндера, П. Ф. Соколова и других художников. Почти все портреты «одеты» в старинные рамы (даже камерные), что позволяет лучше почувствовать атмосферу того времени, ощутить подлинность и значимость представленного материала. Пейзажи Ж.- Б. де ла Траверса и Г. Г. Чернецова, запечатлевшие Петербург конца XVIII – первой трети XIX века (каким его видел Пушкин); морские пейзажи И. К. Айвазовского и А. П. Боголюбова.

Среди экспонатов выставки – работы художников последующих эпох, имена которых вошли в «золотой фонд» русского искусства, а ведь они иллюстрировали произведения Александра Сергеевича, а также готовили декорации и эскизы костюмов. Можно оценить работы «мирискусников» и других известнейших художников: А. Н. Бенуа, М. А. Врубеля, П. П. Кончаловского, К.А. Коровина, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной, К.С. Петрова-Водкина, А.А. Пластова, В. Д. Поленова, Б. В. Щербакова и других. Уникальное собрание скульптуры XVIII, XIX и ХХI веков представлено на выставке мраморными бюстами императрицы Екатерины II и фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского, выполненными Ф. И. Шубиным в конце XVIII столетия, а также многочисленными скульптурными портретами Пушкина.

Важной частью книжного собрания музея являются прижизненные издания Пушкина, ставшие сейчас библиографической редкостью. Вниманию посетителей выставки предлагается первое издания «Руслана и Людмилы» (1820) и второе издание «Бахчисарайского фонтана» (1827) с иллюстрациями С. Ф. Галактионова. Особого внимания заслуживает первое издание романа «Евгений Онегин». Поэт публиковал его отдельными главами с 1825 по 1832 год, удерживая на протяжении всех этих лет внимание и интерес публики. Среди первых «поглавных» изданий «Онегина» наибольшей ценностью обладают экземпляры в скромных бумажных издательских обложках. Именно в таком виде книги выходили из типографии, а затем их владельцы заказывали для них переплеты по своему вкусу. В планах музея стоят новые весенние выставки, причем готовить их будут вместе с Санкт-Петербургскими собраниями. Так что тенденция сотрудничества музеев двух столиц продолжится.

Текст и фото Елены Злотниковой

Связанные изображения:

Добавить комментарий

VK
VK
VK
fb-share-icon
WhatsApp
Follow by Email